«Нафтогаз» признал свою беспомощность без российского топлива
В украинском «Нафтогазе» имеют скептический настрой в части будущего собственной газотранспортной системы.
Директор по развитию бизнеса «Нафтогаза» Юрий Витренко признал, что у Киева нет стратегии работы ГТС в случае, если Россия прекратит транзит газа через Украину, пишет iReactor. Альтернативы не существует, посетовал он.
В свете таких признаний для Киева становятся весьма важны майские трехсторонние переговоры, участвовать в которых будет Украина, ЕС и Россия. Впрочем, европейские партнеры пока также не смогли предложить Киеву внятный запасной сценарий.
При этом Витренко справедливо заметил, что альтернативы работы ГТС надо было предлагать и разрабатывать ранее. Сейчас заниматься этим уже слишком поздно, полагает он.
Топ-менеджер «Нафтогаза» также не испытывает иллюзий относительно будущего. Он уверен, что не позднее 2020 года Москва прекратит поставки голубого топлива на Украину даже в качестве транзита.
Свой вывод Витренко сделал на основании того, что объемы транзита газа снижаются. Он предположил, что Россия стремится заполнить европейские хранилища, чтобы покупатели из ЕС пользовались тамошними запасами.
Соглашение о транзите газа между Россией и Украиной заканчивается в конце 2019 года. Киев в случае отказа Москвы от продления контракта потеряет серьезный источник дохода.
Что говорят эксперты
Политолог Владимир Головашин отмечает, что как только прекратится транзит газа через Украину, ее ГТС окажется трубами, закопанными в землю, и ничем более.
В комментарии ФАН он добавил, что введение в строй газопроводов «Северный поток – 2» и «Турецкий поток» сделает ГТС Украины невостребованной.
Задача, которая стоит перед новым президентом Украины Владимиром Зеленским в связи с этим сложна: надо будет вести с Россией бизнес-отношения, но не забывать, что многие украинцы считают ее страной-агрессором. «Весьма непросто даже для бывшего актера разговорного жанра», – уверен Головашин.
Политтехнолог Наталия Елисеева в свою очередь отметила, что в Киеве наконец осознали реальность намерений России по прекращению транзита. По ее мнению, для Украины это будет означать потерю рычагов давления на Россию.