Москва
25 декабря ‘24
Среда

Проблемы среднего класса в России могут обернуться «желтыми жилетами» - эксперт

Социолог Борис Кагарлицкий уверен, что в России намечается всплеск отчаяния. Возможно, это обернется французскими событиями в духе «желтых жилетов».

Эксперт в интервью Накануне.RU прокомментировал сообщения о том, что граждане России стали меньше относить себя к среднему классу (это показал опрос «Потребительский индекс Иванова» от «Сбербанка CIB»). По его словам, речь идет не столько о статистических данных, сколько о самоидентификации россиян.

Данные опроса показали, что если пять лет назад к среднему классу себя относили 60%, то в 2018-м – только 47% опрошенных. Число тех, кто считает свои доходы ниже среднего, выросло с 35% до 48%.

При этом Кагарлицкий призывает критически относиться к этим цифрам. Он полагает, что человек склонен завышать свою оценку, поэтому к среднему классу в России сейчас относится явно меньше 47%. Впрочем, эта не проблема именно России, это в любом государстве так, уверен эксперт.

Но в случае если люди уже не готовы причислять себя к среднему классу, значит, что они пережили весьма серьезную социальную травму, поясняет Кагарлицкий. В итоге такая ситуация отражает эволюцию представления людей о самих себе, добавляет он.

По словам социолога, сейчас в России понятие среднего класса отражает не реальное положение людей в обществе, а их потребительский статус. В то время как в Штатах люди идентифицируют себя хотя бы по уровню дохода.

При этом сама тенденция к исчезновению среднего класса повсеместна, считает эксперт. В итоге возникает большая масса людей, которые хотели бы быть средним классом, но не могут, а также тех, кто был средним классом, но не может продолжать соответствовать уровню потребления. Собственно ситуация во Франции как раз описывается в этой парадигме, отмечает Кагарлицкий.

Он пояснил, что даже резкое падение доходов ниже среднего уровня не приводит сразу к бедности. Если долгосрочные покупки удалось совершить до этого, то шок от падения доходов может наступить только через 4-5 лет. Собственно сейчас в России и наступает этот отложенный с 2014 года шок, пояснил Кагарлицкий.

И этот шок еще будет усиливаться, поскольку россияне не до конца осознают, как глубоко они «просели» в качестве потребителей или трудящихся. В итоге люди начинают негодовать, ведь и эффект Крыма уже сильно стерся.

Полная версия