В Берлине заявили, что власти Сирии свыше 300 раз применяли химическое оружие в ходе гражданской войны.
Об этом заявили эксперты из группы Global Public Policy Institute, действующей с 2003 года. Ее члены проанализировали сообщения о химатаках в республике с конца 2012 года.
Изучению подверглись данные правозащитных групп, свидетельства репортеров, фото- и видеоматериалы. На основании этих данных исследователи подтвердили прямо или косвенно 336 случаев химатак. Еще 162 сообщения не подтвердились.
По мнению исследователей, в 98% подтвержденных случаев ответственность лежит на правительственных войсках, а в оставшихся 2% – на террористах из ИГ*. При этом большая часть случаев, где вина возлагается на власти Сирии, имели место уже после 2013 года, когда страна заявила о химическом разоружении.
В ходе анализа самого оружия выяснилось, что в большинстве случаев применялись кустарные снаряды с хлором. Хлор формально не подпадает под действие Конвенции по запрещению химоружия, поскольку широко применяется в промышленности.
Хлоросодержащие снаряды сбрасывались с военных вертолетов Ми-8 и Ми-17. Отдельно в докладе отмечается, что конструкция снарядов не позволяет использовать их точечно. Еще больше снизило точность ударов то, что у повстанцев в какой-то момент оказались ПЗРК, так что вертолеты сбрасывали химснаряды с большой высоты.
Пожалуй, самым важным выводом, к которому пришли авторы доклада, является тот, что химоружие применялись по большей части против мирного населения. При этом прселедовалась цель лишить повстанцев поддержки мирного населения и вынудить последнее к бегству, что затрудняло для противников Башара Асада оборону своих форпостов.
Участники GPPI отметили также, что использование хлора по времени и по месту совпадает с присутствием на фронте группировки «Силы тигра», поддерживающей Асада. Данная группировка тесно сотрудничает с военными из России.
Еще одним важным моментом, на который обращают внимание авторы доклада, является тот, что после ракетного удара США в ответ на химатаку в апреле 2017 года власти Сирии перестали применять зарин, а после ударов войск коалиции в апреле 2018-го – та же судьба постигла хлор. Исследователи уверены, что подобное ограниченное вмешательство дает возможность облегчить страдания мирного населения без смены самого режима.
*«Исламское государство» – террористическая организация, запрещенная в России