Банки ополчились на частные переводы граждан, ЦБ в недоумении
Некоторые российские банки начали требовать у своих клиентов обоснование денежных переводов на сумму даже в 1 тыс. рублей.
О подобной практике «Известиям» рассказали клиенты Бинбанка, Тинькофф-банка и Сбербанка.
Так, например, москвичке Анастасии позвонили из Бинбанка и потребовали обосновать перевод на 1 тыс. рублей. Анастасии сообщили, что ей нужно прислать пакет документов: обоснование экономического смысла перевода, подтверждение происхождения денег и пояснение целей их расходования. На все про все девушке отвели 72 часа.
Москвичу Николаю позвонили из Сбербанка после того, как он перевел деньги на карту Альфа-банка. В итоге операцию провели только после предоставления документов об экономическом смысле трансакции, однако пользоваться в дальнейшем услугами Сбербанка Николай не намерен.
Еще одному столичному жителю Виталию пришлось столкнуться с требованиями Тинькофф-банка. Там затребовали фото карты, с которой ему перевели деньги. Карту самого Виталия при этом временно заблокировали. Блокировку сняли только, когда он направил в банк требуемое изображение.
В пресс-службе «Тинькофф Банка» Nation News подчеркнули, что блокировки носят выборочный характер, а не массовый. Там отметили, что банк и вправду может заблокировать перевод при наличии подозрений в мошенничестве.
Читайте также
Центробанк тем временем заявил, что подобные действия кредитных организаций (как было с Анастасией, Николаем и Виталием) не вполне законны. Там рассказали, в каких случаях банк должен выйти на связь с клиентом. Например, если считает, что транзакция совершается без согласия хозяина денег. Предположить в ороганизации это могут, если вдруг сумма перевода резко противоречит обычному платежному поведению владельца карты. Однако банк не должно волновать происхождение средств на карте или назначение платежа. Все, что нужно банку, это удостовериться у клиента, отправлял ли он деньги.
Аналитик Сергей Дейнека объяснил усиление внимания к переводам тем, что банки все чаще подозревают их получателей в ведении предпринимательской деятельности и уклонении от уплаты налогов.
Схожее мнение высказал и эксперт РАНХиГС Алисен Алисенов. В комментарии «Экономике сегодня» он предположил, что, действуя таким образом, банки усиливают взаимодействие с ФНС в рамках нового закона о самозанятых гражданах. По его словам, наиболее пристальное внимание банки уделят двум видам переводов – крупным суммам и регулярным платежам.
Финансовый эксперт Мурад Салихов в свою очередь подчеркнул, что банк не вправе требовать никаких справок. По его мнению, пострадавшим стоит обратиться не только в ЦБ, но и добиваться справедливости в суде.