ЦБ рассказал, кто пользуется «обналом»
Центробанк впервые раскрыл статистику рынка небанковского обналичивания средств.
Крупнейшие клиенты обнальщиков – сектора строительства, торговли и услуг. В свою очередь крупнейшие продавцы выручки – торговые компании и туристические фирмы, пишет The Bell.
Относительно структуры транзитных операций, которые предваряют «бналичку» и вывод средств за границу, можно сказать следующее: 45% приходится на продажу «нала» торговыми компаниями, а 34% – на обналичивание средств через карты физлиц. Оставшийся 21% распределяется так: 8% – продажа «нала» туроператорами, 7% – оптимизация налогообложения при закупках металлолома и ювелирки, 5% – вывод денег за рубеж, 1% – продажа «нала» платежными агентами.
Что касается распределения клиентов обнальщиков, то почти 2/3 из них заняты в торговле (33%) и строительстве (30%). На третьем месте сфера услуг (27%), пишет Накануне.RU.
Читайте также
Популярность «обнала» в сфере строительства связана с тем, что компании привлекают мигрантов и раскошеливаются на взятки. При этом, как пишет РБК, на рынке в ходу завышение объемов работ и закупка более дешевых стройматериалов.
По данным ЦБ, отечественный рынок обналичивания год за годом падает: если в 2015 году он оценивался в 600 млрд рублей, то в 2017 году – уже в 326 млрд, а в первом полугодии 2018-го – в 100 млрд. Однако эксперты, как отмечает The Bell, настроены не столь оптимистично, они указывают на то, что методики регулятора никому не известны.
Однако уже сейчас ясно, что доля мелких розничных компаний на рынке «обналички» растет в связи с тем, что ЦБ объявил крестовый поход на недобросовестные банки, многие из которых уже лишились лицензии. Так, со второй половины нынешнего года регулятор обязал банки тщательно проверять платежи компаний, зарегистрированных с начала 2017 года. Кроме того, по рекомендации сверху кредитные организации повысили тарифы на переводы денег со счетов индивидуальных предпринимателей на счета физлиц.