В Кремле задумались о том, чтобы закрыть Северный морской путь для иностранных танкеров.
Об этом заявил вице-премьер Юрий Борисов в ходе Международного дальневосточного морского салона. По его словам, вопрос уже прорабатывается, пишет «Экономика сегодня».
Правительство рассматривает это как вариант поддержки отечественных судовладельцев. В правительстве рассматриваются и другие преференции для российских судовладельцев.
Использование Севморпути позволяет сильно сэкономить по времени. Так, расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП составляет свыше 14 тыс. км (в то время как через Суэцкий канал – свыше 23 тыс. км).
Инициатором закрытия СМП является Министерство промышленности. Со своими поправками они выступили еще в марте, о чем писал «Коммерсантъ». В издании отмечали, что ограничения помогут загрузить заказами судостроительную верфь «Звезда».
Говорилось и об исключениях из правил: если речь идет о судне, стоимость техники которого превышает 1 млрд рублей. В этом случае решение должна принимать подкомиссия по импортозамещению во главе с Дмитрием Рогозиным. При этом глава «Роснефти» Игорь Сечин уже ратовал за повышение порога стоимости до 10 млрд рублей, но поддержки не нашел.
Сейчас нефть и газ по СМП перевозят только «Газпром нефть» и НОВАТЭК. Именно у последних могут возникнуть серьезные проблемы из-за ограничений.
Танкеры для транспортировки сжиженного природного газа НОВАТЭК закупает у южнокорейцев. Не потому, что не патриоты, а потому что банально дешевле. По информации «Ъ», на верфи «Звезда» строительство СПГ-танкера стоит на 80% дороже. В компании уже отметили, что поправки могут поставить проект «Арктик СПГ» на грань отмены. Впрочем, не только его.
Предполагается, что запрет вступит в силу с 2019 года. Законопроект уже поддержал президент РФ Владимир Путин.