У Киева нет юридических шансов на арест акций «Северного потока» – эксперт
Власти Украины хотят в рамках решения Стокгольмского арбитража по спору «Газпрома» и «Нафтогаза» арестовать акции «Северного потока». Для реализации такого желания правовых оснований нет, полагает эксперт.
Такое мнение высказал заведующий кафедрой международного права МГУ Алексей Исполинов. Он подчеркнул, что заявления, подобные тем, которыми отметилась член коллегии Госагентства по энергоэффективности и энергосбережению Мария Яковлева, – это чистой воды популизм.
В комментарии для агентства «Экономика сегодня» Исполинов пояснил, что спор «Нафтогаза» и «Газпрома» – это спор двух хозяйствующих субъектов. Он не имеет отношения к совместным предприятиям российской компании, добавил эксперт.
Вместе с тем он уточнил, что Киев уже пытался провернуть аналогичный фокус в отношении компании Nord Stream 2 AG, занимающейся строительством «Северного потока – 2», но не добились здесь никакого результата.
Сейчас же в Киеве обратили свое внимание на первый «Поток», в котором у «Газпрома» 35% акций. Требование о взыскании этих 35% уже подано Украиной в Европейскую исполнительную службу.
Киев – это сомалийские пираты
Схожее мнение, только в более резкой форме, высказал и член думского комитета по международным делам Виталий Милонов.
Он сравнил действия Киева с тем, как ведут себя сомалийские пираты. «Это политика, схожая с поведением сомалийских пиратов, которые захватывают в заложники всех, кто проходит мимо их территорий», – прокомментировал он желания украинских властей Федеральному агентству новостей.
Милонов также подчеркнул, что фантазии президента Украины Петра Порошенко «могут быть поддержаны Европейским союзом».
Спор о газе
Спор между «Газпромом» и «Нафтогазом» вошел в особо острую стадию после того, как Стокгольмский арбитраж встал на сторону Украины, приняв решение, по которому (после взаимозачетов) «Газпром» остался должен Киеву $2,45 млрд.
Российский газовый гигант уже подал иск в шведский госсуд. При этом в компании попросили на время разбирательства запретить процедуру взыскания во всех других национальных юрисдикциях. Суд эту просьбу удовлетворил.