Эксперт: появление токенов и модели ICO изменит модель финансирования стартапов
Эксперт по развитию бизнеса и сбору средств Антти Саарнио заявил, что появление токенов и модели ICO (первичного предложения монет) может подорвать действующую ныне модель финансирования стартапов.
Он отмечает, что бум ICO начался, когда весной 2016 года краудфандинговый проект The DAO (Децентрализованная автономная организация) запустил сбор средств и за несколько недель привлек $150 млн.
«Более чем год спустя десятки проектов смогли привлечь средства с помощью ICO, а в этом году ожидается, что с помощью ICO будет привлечено более $1 млрд», – пишет Саарнио.
Эксперт сравнивает нынешнюю ситуацию на рынке ICO с началом нулевых, когда на рынке царили доткомы. «Многие крупнейшие современные интернет-компании были созданы именно во времена пузыря доткомов, в то же время многие из них потерпели неудачу. Вероятно, эта история повторится и с ICO», – считает он.
Саарнио отмечает, что ситуация на рынке ICO имеет несколько слабых мест:
- ICO проводят и компании без минимально жизнеспособного продукта, которыми управляет команда людей, умения и навыки которых ничем не подтверждены;
- токены находятся на балансе проекта и совершенно никак не применяются в самом стартапе для масштабирования его работы;
- не все стартапы могут иметь свои токены и также не все способны реально превратить их в валюту;
- многие токены будут признаны финансовыми продуктами соответствующими надзорными ведомствами, а значит, они будут регулироваться согласно финансовому законодательству, что предполагает деанонимизацию клиентов.
Чтобы ICO стали главным инструментом финансирования стартапов, необходимо устранить их недостатки.
Как это сделать:
- легализовать привлечение средств в стартап можно через идентификацию инвесторов;
- ICO должны быть поделены между открытыми предложениями (краудфандинг) и закрытыми (для профессиональных инвесторов), что приведет к применению различного финансового законодательства;
- ввести поэтапное финансирование стартапов (только при достижении следующего этапа производится очередная выплата);
- обеспечить отсутствие у стартапов собственных токенов до создания минимально конкурентоспособного продукта (нет продукта = нет ICO);
- создать «токены экосистемы» – чтобы валюта была жизнеспособной, ей нужен масштаб; стартапы одной отрасли могут выпускать совместные токены.
«У модели ICO есть огромный потенциал из-за ликвидности токенов и особенно из-за сетевого влияния, которое могут оказывать токены, но в то же время ICO проекты должны иметь ценность для реальной экономики», – подчеркивает Саарнио.