НАТО: усиление военного присутствия не в интересах ни альянса, ни России
Глава военного комитета НАТО генерал Петр Павел заявил, что усиление военного присутствия не отвечает интересам ни самого альянса, ни России. По его словам, стороны заинтересованы в снижении напряженности.
«Я не думаю, что в интересах России или НАТО начинать усиление военного присутствия с обеих сторон. Я считаю, что, напротив, в наших общих интересах снизить напряженность и начать восстановление доверия», – заявил он в интервью РИА «Новости».
Павел подчеркнул, что путь вперед в отношениях НАТО и России лежит не через соперничество, а через создание платформ для сокращения уровня сил и заверения в отсутствии враждебных намерений. Комментируя присутствие российского военного контингента в Крыму, он заявил, что «потенциал российских вооруженных сил в регионе по меньшей мере удвоился». Павел заметил, что на полуострове расположен «значительный сухопутный контингент, увеличилось количество кораблей, подводных лодок, патрульных самолетов и других самолетов».
«Россия также создает систему, которая по терминологии НАТО называется «система ограничения доступа», покрывая весь регион в зоне досягаемости их оружия. Эта система сама по себе не является наступательной мерой, но может потенциально ограничивать свободу действий в международных водах, в международном воздушном пространстве», – сказал генерал.
По его словам, страны региона, «особенно Румыния, Болгария, Турция, считают такие события угрозой их интересам безопасности» и призвали альянс обеспечить их безопасность и усилить присутствие в регионе. «Это вновь можно воспринимать как военное соперничество в регионе и создавать все новые мощности или же применять подобный подход, как в Балтии, создавая платформу для большей прозрачности и сокращения уровня сил до минимально необходимого, и заверяя друг друга в отсутствии враждебных намерений и угрозы территориальной целостности друг друга. Это и является, на мой взгляд, путем вперед», – заявил Павел.
Генерал отметил, что Россия и НАТО могут начать обсуждать сокращение военного присутствия после того, как между сторонами будет восстановлено доверие и прозрачность. НАТО в одностороннем порядке прекратила практическое сотрудничество и все совместные проекты с Россией в апреле 2014 года на фоне ситуации вокруг Украины. Теперь, по мнению генерала, сторонам нужно восстановить, по крайней мере, базовое доверие.
«Такое доверие может основываться только на взаимоуважении, не только друг к другу, но и к определенным правилам. Если мы не будем играть по правилам, трудно создать доверие между двумя игроками. Когда с обеих сторон появится настоящий интерес к сокращению рисков и большей прозрачности, я думаю, нам будет легче начать работать над документом, о котором вы говорите, который, возможно, привел бы к восстановлению прозрачности, восстановлению доверия, и мы могли бы начать говорить о сокращении военного присутствия у наших границ», – резюмировал Павел.