Самострой у метро был опасен для москвичей
Еще в понедельник у этих построек отключили энергоснабжение. Суммарная площадь незаконного самостроя составляет около 50 тыс. квадратных метров.
Первый заместитель начальника Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы Тимур Зельдич подчеркнул, что самовольные постройки несли угрозу в случае аварий или других чрезвычайных ситуаций.
По его словам, объекты самостроя стоят на инженерных коммуникациях, поэтому они потенциально опасны не только сами по себе, но и с точки зрения эксплуатации инженерных сетей. Зельдич отметил, что никто не знает, как строились эти объекты, учтены ли были необходимые нормы и правила. Он привел пример, что при любой аварии теплосети или газопровода объект самостроя будет мешать аварийным службам в деле быстрого устранения последствий.
Зельдич пояснил, почему сносимые объекты признаны самовольно возведенными: землю для строительства город не выделял; разрешение на строительство и акты ввода объектов не выдавались.
Правительство Москвы в своем решении о сносе самостроя опирается на принятые 1 сентября 2015 года поправки в Гражданский кодекс России. Они дают возможность органам местного самоуправления принимать решение о сносе, предварительно уведомив пользователей и предоставив им возможность добровольно демонтировать объекты в течение определенного срока.
«Только после этого правительство Москвы вправе демонтировать самостоятельно эти объекты», – подчеркнул замначальника Госинспекции. Он подчеркнул, что некоторые собственники заинтересованы в самостоятельном демонтаже, и такие переговоры тоже ведутся.
Решение о сносе 104 строений принято было еще 8 декабря. Их владельцам направили уведомления о необходимости самостоятельно снести незаконные сооружения, рядом с постройками даже установили специальные информационные щиты. Заммэра по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина отметила, что после сноса объектов их собственникам планируется возместить их стоимость.
Первый замначальника Московского метрополитена Юрий Дегтярев отметил, что эти объекты – а речь идет о павильонах рядом с метро – создавались с нарушением строительных норм и правил. «Они создают дополнительную нагрузку на несущие конструкции метрополитена, создают препятствия по доступу к инженерным сетям, который необходим для безопасного обслуживания и технической эксплуатации станций», – добавил он.
«Позорное наследие 90-х»
Большинство самостроя, который сейчас занят под небольшие торговые точки и достаточно крупные магазины, появились еще в 90-е годы. По подсчетам экспертов, только в Москве таких зданий не меньше 96.
Историк архитектуры Алексей Клименко заявляет, что самострой должен быть снесен еще и потому, что «объекты, расположенные в историческом центре, уродуют облик» Москвы.
«Такие постройки – позорное наследие 90-х, их возводили не просто без учета архитектурных особенностей города, но и без учета даже минимальных эстетических соображений. У их владельцев в головах были только деньги», – считает он.
Эксперты отмечают, что многие из самовольно возведенных зданий не несут никакой практической и эстетической ценности для города. По их мнению, в 9 из 10 самовольных построек расположены кафе и продуктовые магазины, а офисы, промтоварные магазинчики, салоны сотовой связи, магазины интимных принадлежностей и букмекерские конторы.
Несогласные обороняют здания
Когда к постройкам подъехали бульдозеры, юристы и собственники павильонов потребовали предоставить документы, на основании которых должен производиться снос. Их желание удовлетворено не было.
Тогда владельцы некоторых торговых павильонов, несогласных с решением мэрии, заперлись в самострое в надежде, что бульдозеры не пойдут против построек, где есть люди.
Такая ситуация возникла, например, с торговым центром «Альбатрос», с цветочным магазином на Ленинградском проспекте, хозяйка которого заперлась в помещении, и с магазином «Продукты», владельцы которого поступили аналогичным образом.
В Госинспекции по недвижимости заявили, что «те владельцы, которые запираются в такого рода объектах, …не только создают угрозу себе и окружающим людям, но и препятствуют городу в наведении порядка».
С теми, кто противится сносу, имеет дело полиция: на Чистых прудах задержаны несколько продавцов, защищавших свое имущество. Так, один мужчина даже залез на экскаватор, пригнанный для демонтажных работ.
Как отмечает РБК, люди, которые на месте сноса предположительно представляли интересы префектуры, обычно в агрессивной форме отказывались от общения с журналистами, ссылаясь на постановление мэры Москвы Сергея Собянина.
Как отмечает исполнительный директор Московского городского отделения «Опоры России» Сергей Селиверстов, у некоторых владельцев павильонов, определенных под снос, «есть не только свидетельство о собственности, но и выигранные суды различных инстанций, подтверждающие их права».
«По первому списку из 104 предприятий процентов 60-70 имели свидетельство о собственности на свои объекты, и плюс ко всему многие имеют и положительные решения судебных органов. Поэтому говорить о том, что они самострой или возведены незаконно, я бы не стал», – отметил он в эфире радиостанции «Говорит Москва».
При этом, по его мнению, «вообще не понятно, зачем нужно было городить такую спешку». «В таком сумасшедшем ритме принимать это решение по сносу сейчас… Мы как организация, защищающая права предпринимателей, видим тут только минусы. Будет полное отсутствие конкуренции», – уверен Селиверстов.
Между тем снос торговых павильонов уже раскритиковали местные депутаты и общественники. По их словам, такая мера приведет к «полному отсутствию конкуренции».
Список самостроя
В число сносимых вошли и ресторан «Пронто» по Большой Сухаревской, 2, рядом с метро «Сухаревская», ТЦ «Пирамида» рядом со станцией метро «Пушкинская», ТЦ «Три медведя» у метро «Семеновская», ТЦ «Альбатрос» у метро «Щелковская», торговые ряды у станций «Арбатская», «Кропоткинская», «Марксистская», «Маяковская», «Улица 1905 года» и «Чистые пруды», ресторан «Закарпатские узоры» на площади Абельмановская застава, кафе «Узбечка» на Ленинградском шоссе и др.