Американская писательница боится мести за роман о Путине
Писательница Ребекка Стронг, создавшая роман «Кто такой мистер Путин?» (Who is Mr. Plutin?), рассказала, как ей пришла в голову идея романа и почему теперь она опасается мести со стороны российских властей.
«Я уехала из СССР в США, когда Берлинская стена еще стояла на месте, а главными событиями в новостях были перепалки Горбачева с Сахаровым. Возвращаться я не собиралась, но однажды из-за работы мужа планы мои полностью изменились. Поэтому через 16 лет после того, как я сдала свой красный советский паспорт в московском аэропорту Шереметьево, я протянула свой синий американский офицеру угрюмого вида в аэропорту Пулково в Санкт-Петербурге. «Вы говорите по-русски?» – спросил он, прочитав запись о моем месте рождения – Москва, Россия. «Да», – ответила я по-русски. Все следующие несколько месяцев я была аномалией – говорила как все русские, а вела себя, как жительница Запада. Когда я увидела, как продавщица в булочной смотрит на меня, будто я с Луны свалилась, мне в голову пришла идея. А что если написать роман, героиня которого оказалась в России, но не помнит, как она туда приехала?» – рассказала писательница изданию Quartz.
«В итоге, благодаря этому сюжету, у меня появилась масса возможностей, чтобы посмеяться над современной Россией. Россией, в которой молодой предприниматель средней руки может битой забить пешехода насмерть за то, что тот помешал ему объехать пробку по тротуару. Россией, где какой-то мелкий мафиози в моем районе может запретить соседу парковаться у дома за то, что тот разбудил его, нажав на сигнал. Россией, где власть и деньги давно уже стали важнее, чем членство в Коммунистической партии», – отмечает Стронг.
По ее словам, ее муж остался недоволен идеей. «Ты с ума сошла? – возмутился мой муж. – Ты что, хочешь, чтобы тебя убили?» Он только что вернулся домой после того, как кругами колесил по Санкт-Петербургу, пытаясь оторваться от машины, которая постоянно преследовала его. А за несколько недель до этого в нескольких кварталах от дома, где мы жили, была убита Анна Политковская – известная российская журналистка, которая резко критиковала Путина. «Не волнуйся, – ответила я. – Это всего лишь литературный вымысел. К тому же я пишу под псевдонимом». «Как будто они не смогут тебя найти, если захотят», – ответил он», – вспоминает писательница.
«За время после того разговора в России произошло еще больше смертей – сторонников оппозиции, журналистов и юристов, которые занимались расследованием случаев коррупции. Маша Гессен – журналистка и еще один известный критик России – начала одну свою статью в электронном издании Slate, процитировав вопрос «Вы еще живы?», который ей задают каждый раз во время ее публичных выступлений. Я не являюсь лидером оппозиции, но теперь, когда мою книгу опубликовали, я стала гораздо чаще оглядываться и задергивать шторы по ночам. В книге на странице, где я выражаю благодарность всем, кто помогал мне в этой поездке, я не указала фамилий – только имена», – заметила Стронг.