Накануне переговоров в Вене между странами-посредниками и Ираном о ядерной сделке, официальный Тегеран поставил такие условия, которые изначально делают будущую встречу провальной. Иран попробовал поставить США ультиматум.
В Австрии, 6 апреля должна состояться очередная встреча между Ираном, а также странами-гарантами по вопросу Совместного всеобъемлющего плана действий, более известного как ядерная сделка. Изначально этот план, снимающий с Ирана санкции в обмен на отказ от разработок ядерного оружия подписали Россия, Китай, Британия, Франция и Германия, а также США. Однако со стороны США план подписывала администрация президента Барака Обамы. А его преемник Дональд Трамп пересматривал все договоренности, достигнутые Обамой. Трамп посчитал, что Иран продолжает вести работы над ядерным вооружением. И в 2018 году США вышли из сделки и объявили против Ирана жесткий режим санкций.
В результате, сложилась парадоксальная ситуация – большинство участников договоренностей с Ираном санкций против него не вводили. Но США в одностороннем порядке ввели. Сменщик Трампа Джо Байден хоть и пришел в Белый дом с идеями пересмотра наследия 45 президента США, именно в отношении Ирана санкций снимать не спешит.
Еще до победы Байдена Иран пошел на прямой шантаж мировой общественности, начав обогащать уран до оружейного уровня, то есть создавать комплектующие для ядерных зарядов. В ответ он требовал снять со страны санкции США. Но это ожидаемо не произвело на США никакого эффекта. США санкции не снимают. Правда, администрация нового американского президента согласилась прилететь в Вену вместе с делегациями других стран для участия в переговорах с Ираном. Но теперь уже официальный Тегеран поставил такие условия, которые делают предстоящие переговоры абсолютно бессмысленными.
Тегеран отказался вести с США какие-либо переговоры прямые или опосредованные до снятия санкций со страны. Только после снятия санкций Иран согласился вернуться к условиям ядерной сделки, то есть перестать обогащать уран. При этом Иран согласился провести переговоры с Россией, Китаем, Великобританией, Францией и Германией. Об этом заявил заместитель главы МИД Ирана по политическим вопросам Аббас Аракчи. Дипломат также добавил, что Иран не будет предпринимать какие-дибо шаги навстречу США до снятия санкций.
Очевидно, что такая позиция Ирана никак не повлияет на санкции со стороны США. Американский госдепартамент уже заявил, что рад началу новых переговоров, но прорыва от них не ожидает. Тем более в Госдепе не ждут начала прямых переговоров с Ираном по ядерной проблеме. Ни одна из стран, участвовавших в переговорах с Ираном, повлиять на американскую позицию никак не сможет. Поэтому Тегеран останется под санкциями. А, возможно, еще под угрозой прямых ударов по своей территории, если обогащение урана страной продолжится.