Египет сообщил, что ему удалось ликвидировать гигантскую пробку из судов, скопившихся у Суэцкого канала из-за застрявшего контейнеровоза Ever Given. До сих пор открытым остается вопрос о том, кто виноват в том, что почти неделю главная водная транспортная артерия мира была перекрыта.
В субботу, 3 апреля египетские власти отчитались, что им удалось ликвидировать пробку, скопившуюся в обе стороны Суэцкого канала. Суммарно своего прохода ждали много сотен судов. А сама пробка растянулась на 65 км и достигла берегов Индии. В субботу администрация Суэцкого канала провела последние из ожидавших прохода 85 судов. Об этом заявил глава администрации канала Усама Рабийе, передает El Balad. Всего в пробке скопилось более 400 кораблей в несколько десятков миллионов тонн грузов.
Напомним, что Суэцкий канал был полностью заблокирован 23 марта. 400-метровый контейнеровоз, шедший из Китая в Нидерланды, неожиданно развернулся и полностью заблокировал канал, сев на мель. На снятие его с мели ушло почти неделя. Еще столько же времени ушло на то, чтобы провести все суда, скопившиеся в ожидании прохода. Перекрытие канала уже вызвала временное подорожание нефти, страхование, цен на морские перевозки и фрахт контейнеров.
А сами стороны – администрация Суэцкого канала и владельцы контейнеровоза – выясняют кто виноват в сложившейся ситуации. Египет утверждает, что виновата в произошедшем команда Ever Given, которая не справилась с управлением, когда подул резкий боковой ветер, развернувший гигантский контейнеровоз. Египет утверждает, что судно уже нанесло, таким образом, убыток стране в 1 млрд долларов. Утверждение о вине именно команды контейнеровоза достаточно сомнительно. Дело в том, что проводят все суда по Суэцкому каналу египетские лоцманы и буксиры. То есть именно они не справились с внештатной ситуации.
Подтверждением этому является тот факт, что уже снятый с мели контейнеровоз снова развернулся под влиянием ветра и только чудом египтяне не посадили его в очередной раз на мель.
Авария обнажила и проблемы, существующие у Суэцкого канала. Высокие тарифы вынуждают судовладельцев проводить через канал настоящие плавучие гиганты. И первая внештатная ситуация с таким судном тут же остановила все судоходство. Канал оказался достаточно узким, без резервных артерий, с мелями, на которую гигантский контейнеровоз моментально сел. Египетские власти, правда, отрицают проблемы канала, говоря, что он полностью соответствует современным требованиям. Сейчас судно Ever Given находится в акватории Большого Горького озера, входящего в систему Суэцкого канала. Судя по всему, стороны будут выяснять через международный арбитраж вопрос о том, кто виноват в произошедшем.