Евросоюз и Великобритания, кажется, зашли в тупик по вопросу соглашения, которое должно закрепить состоявшийся брексит. Все больше шансов на то, что стороны не смогут найти точек соприкосновения и просто разорвут друг с другом отношения.
Очередное заявление по этому вопросу сделал главный переговорщик от Великобритании Дэвид Фрост. Он снова подчеркнул, что Королевство ни при каких условиях не будет «вассальным государством ЕС». И, следовательно, не будет заключать невыгодные для себя торговые соглашения.
Напомним, что Великобритания формально покинула Евросоюз 31 января 2020 года. Сам референдум по брекситу прошел в 2016 году. До 31 декабря 2020 года стороны должны заключить какое-либо торговое соглашение. Но еще четыре года до этого – с момента референдума – стороны вели напряженные переговоры, которые ни к чему не привели. В результате, в настоящий момент и Великобритания, и Евросоюз так и не сдвинулись с мертвой точки, обвиняя друг друга в срыве и затягивании переговоров.
В результате, и появляются такие угрожающие заявления, которые озвучил Дэвид Фрост. Он заявил, что Великобритания не пойдет на уступки «фундаментальному принципу контроля над своими законами». Более того, переговорщик подчеркнул, что Соединенное Королевство ни при каких условиях не станет принимать законы, которые позволят Евросоюза получить контроль над валютой или тем, как экономические вопросы организовываются в Великобритании. То есть Фрост максимально сузил и ужесточил полосу для переговоров с ЕС. Причем такое заявление появилось накануне восьмого, завершающего раунда переговоров с Евросоюзом. Эти переговоры начнутся на следующей неделе.
Фрост очень четко дал понять, что в конце года его страна может разорвать все действующие договора, если не будет достигнуто консенсуса. Пока Королевство продолжает жить по экономическим законам Евросоюза. Но с Нового года обе стороны начнут торговать друг с другом по новым правилам. И ущерб, если соглашение не будет заключено, понесет не только Великобритания, но и весь Евросоюз.
Подчеркнем, что времени у сторон на заключение сделки практически не осталось. Договор должен быть ратифицирован и Великобританией, и странами-членами ЕС, а также Европейским парламентом. До сих пор парламент Великобритании отвергал любые предлагаемые ему варианты торговых сделок.
Фрост сразу подчеркнул, что разрыв отношений с Евросоюзом без сделки не пугает ни его, ни премьер-министра Бориса Джонсона. В качестве модели для сделки он предлагает торговое соглашение Великобритании с Канадой.
В противном случае будут автоматически включены правила Всемирной торговой организации. А это означает, что к обеим сторонам будут применяться повышенные таможенные тарифы и усиленные таможенный контроль. Что, очевидно, никому не выгодно.