Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Журналисты установили причину катастрофического взрыва в порту Бейрута

Международное содружество журналистов провело собственное расследование причины одного из мощнейших неядерных взрывов в истории человечества – аммиачной селитры в Бейруте. Превалирующая версия – несоблюдения правил пожарной безопасности при сварочных работах.

Соответствующее расследование провел Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), куда входят журналисты-расследователи из разных стран. Напомним, что сам взрыв в порту Бейрута произошел в самом начале августа 2020 года. Он имел совершенно катастрофические последствия. Буквально половина города была уничтожена, сотни тысяч людей лишились крова. По мощности взрыв входит в топ-10 крупнейших неядерных взрывов в истории.

Практически сразу стало понятно, что взорвалась аммиачная селитра, хранящаяся на одном из складов ливанской столицы. Это хоть и удобрение, применяемое в сельском хозяйстве, оно обладает крайне взрывчатыми свойствами. Поэтому главный вопрос – от чего взорвались 2750 тонн аммиачной селитры в ливанской столице 4 августа 2020 года. Среди версий выдвигалось и теракт, и взрыв фейерверков.

Международная команда журналистов проследила всю хронологическую цепочку, которая привела к этим ужасающим последствиям. Об итогах расследования пишет издание «Медуза». Сама история началась еще в 2013 году, когда российский предприниматель Игорь Гречушкин, проживающий на Кипре, взялся перевести груз аммиачной селитры из Грузия, где она была произведена в Мозамбик, который ее и заказал. Селитру должен был перевозит достаточно старый сухогруз «Росус». Хоть его владельцем всюду и указывается Гречушкин, журналисты установили, что его конечным хозяином был кипрский предприниматель Хараламбос Маноли.

До Мозамбика груз не дошел. «Росус» с трудом добрался до Ливана, где и был задержан властями. На судне обнаружили до 70 технических неисправностей. Кроме того, его команде не выплачивали зарплату. Тем не менее в конце ноября 2013 года «Росус» сумел добраться до порта Бейрута. В Ливане сухогруз должен был взять дополнительный груз, который позволил бы ему оплатить проход через Суэцкий канал. И, в конце концов, добраться все-таки до Мозамбика.

Но из порта Бейрута судну было выйти не суждено. Власти обнаружили такое количество неполадок на нем, что просто запретили это делать. Владельцы судна исчезли из поля зрения властей. А его экипаж фактически остался заложником ситуации. Так продолжалось почти год. Ни к экипажу, ни к его опасному грузу никто не проявлял внимания. Любопытно, что многочисленные кредиторы сухогруза отказались судиться за его долги. Судебные издержки не покрыли бы и части тех кредитов, которые были выделены на «Росус».

Наконец, портовые власти забрали груз селитры, а само судно отогнали к волнорезу, где оно и затонуло в 2018 году. О самой аммиачной селитре долгое время никто не вспоминал. Когда же пришли с инспекцией, то выяснилось, что все мешки порваны. А опасный груз хранится в ненадлежащих условиях. Руководство порта пыталось отдать хоть кому-то этот груз, прекрасно понимая его опасность. Незадолго до катастрофического взрыва этой историей даже заинтересовались власти Ливана.

Но решить эту проблему они не успели. Точная причина взрыва пока не установлена. Но доминирующей является версия о несоблюдении правил пожарной безопасности рабочими, которые при помощи сварочного аппарата заделывали дыры в воротах склада.

Полная версия