Украина признала, что в случае запуска проекта «Северный поток – 2» ее газотранспортная система станет совершенно ненужной. А следовательно страна лишиться основного источника дохода.
Соответствующее заявление сделал исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко. Он признал, что запуск «Северного потока – 2», строительство которого планируется закончить к концу 2019 года, будет означать конец транзита газа через территорию Украины. Об этом он сообщил в интервью «24 каналу».
Витренко признал, что теоретически украинскую газотранспортную систему можно использовать и по другому назначению. Например, при каких-либо поломках «Северного потока – 2» или для прокачки водорода. Однако все эти альтернативы не могут принести Украине даже и маленькой доли того дохода, который она получала от прокачки российского газа в Европу. А речь идет о миллиардах долларов.
Отметим, что Россия не собирается отказываться от транзита газа через украинскую территорию. Правда, речь идет уже о других объемах и других условиях транзита газа. На что, судя по всему, Украина в лице «Нафтогаза» пока согласиться не может. Она по-прежнему считает, что является хозяйкой положения. Хотя уже очевидно, что «Северный поток – 2» будет достроен в срок. Последний аргумент против этого отпал после того, как Дания согласовала кротчайший маршрут для прокладки газопровода в Европу. Дания оставалась последней страной, чью разрешение на прокладку не давалось. Но и эта надежда украинской стороны пала несколько дней назад.
В настоящий момент проходят трехсторонние переговоры между «Газпромом», «Нафтогазом» и Еврокомиссией о заключении нового договора. Но, не надеясь на этот договор, «Нафтогаз» уже обратился в Стокгольмский арбитраж с новым иском против «Газпрома» общим размером в 12 млрд долларов. Напомним, что украинская компания уже выиграла один из против «Газпрома» размером в 2,56 млрд долларов. Правда, по этому решению еще предстоят многочисленные судебные разбирательства.
Пока же Украина экстренно пытается привести свою газотранспортную систему к европейским нормам, выделив ее из состава «Нафтогаза» в самостоятельную структурную единицу. А также страна находится в поисках потенциального иностранного инвестора, который купил долю в трубе, а, может быть, и ее всю. Правда, представить себе, что в мире найдется инвестор, который решит вложить деньги в актив, который станет через два месяца бесполезной грудой железа, очень сложно. Точнее такого инвестора нет в принципе.
Поэтому единственный шанс Украины это надеятся на успешный результат переговоров с «Газпромом», который, возможно, еще год будет поставлять газ европейским потребителям через территорию Украины. Дальше стране придется искать другие источники дохода. Прокачка газа в него входит не будет – это уже понятно.