«Титаник» тонет второй раз: ко дну пошла судоверфь его построившая
Грустные новости пришли из Великобритании – судоверфи Harland and Wolff, которая построила «Титаник» остается жить последние дни. Она проходит процедуру банкротства.
Да, та самая верфь оказалось до сих пор жива. Она работает с 1861 года. Правда, лучшие годы этой североирландской компании далеко позади. Но в начале века именно Harland and Wolff были флагманом британского судостроения. Именно с его стапелей сошли «Олимпик», «Британник» и многие другие гигантские океанские лайнеры. Хотя в историю Harland and Wolff войдет, конечно, как создатель «Титаника».
Кстати, причина гибели именно «Титаника», который сошел со стапелей в 1912 году, так толком и не ясна до сих пор. По одной из версий, судно могло погибнуть из-за того, что в это же время судоверфь готовила «Олимпик». Для которого были поставлены качественные заклепки. А вот «Титанику» не повезло – его поставщик поставил некондиционные. Точно известно, что сталь «Титаника» выдержала удар айсберга, а разошлись гигантские пластины, как раз, в местах скрепления.
Как бы там ни было, но судоверфь чувствовала себя уже плохо накануне Первой мировой. Но две войны смогли помочь ей продержаться на плаву – Harland and Wolff выпускал, как военные суда, так даже и танки. Настоящий кризис ударил по компании уже после Второй мировой. Шик неспешных океанских переходов оказался никому не нужен, все летали в США самолетами. Соответственно, рухнул рынок лайнеров. Не смог Harland and Wolff выдержать конкуренции также с японскими верфями. Компания, которая в лучшие годы, оперировала десятками тысяч человек, стала задыхаться. Достаточно сказать, что последний круизный лайнер был спущен со стапелей Harland and Wolff в 1960 году!
На плаву легенде помогло остаться британское правительство. Великобритания накачивала судоверфь госинвестициями, скупила все ее акции. Пока, наконец, не смогла продать ее норвежскому миллиардеру Фредрику Олсену. Тот пытался строить на верфи нефтяные платформы, даже ветряные турбины, заниматься судоремонтом. Но конкурировать с азиатскими верфями было практически невозможно. Последнее судно – паром для британского Минобороны – Harland and Wolff спустил на воду 16 лет назад. Смешную прибыль в 1 млн фунтов компания последний раз успела показать 4 года назад.
Читайте также
С тех пор Harland and Wolff накопил только гигантские долги. И, в конце концов, это надоело даже британскому правительству, которое отказалось спасать легенду еще раз. На компании введено внешнее управление, аудиторы из компании BDO теперь занимаются легендой. На самой верфи осталось работать несколько десятков человек. Банкротство Harland and Wolff может повлечь за собой уход с рынка не только этой судоверфи, но и ее многочисленных поставщиков, которые обеспечивали компанию комплектующими. Но новое правительство Британии, судя по всему, не намерено спасать легенду.
Грустная ирония заключается в том, что новый премьер Великобритании Борис Джонсон, ведущий на полном ходу к выходу страны из Евросоюза, в ответ на просьбу предоставить очередную субсидию сослался на правила ЕС. Якобы именно такая государственная поддержка в Европе запрещена.