Москва
23 декабря ‘24
Понедельник

Маразм крепчал: создатель ПЦУ отказался признавать томос

Томос за который боролся патриарх Филарет, создавая Православную церковь Украины, официально им не признан. Патриарх открыто заявил, что ошибся, подписывая документы о создании ПЦУ.

Что с томосом, полученным для неканонической Православной церкви Украины, созданной на основе Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви было понятно с самого начала. Опытный аппаратный игрок – патриарх Филарет – отчего-то не согласился стать ее главой, согласившись только на должность почетного патриарха новообразования. Во главе церкви Филарет поставил своего ставленника – митрополита Епифания. Вообще, новая церковь больше напоминала предвыборный проект Петра Порошенко, который, правда, ему никак не помог. Он проиграл разгромно Владимиру Зеленскому. Злые языки при этом поговаривают, что Филарет не мог стать главой новой церкви, как фигура полностью недоговороспособная. И его кандидатура изначально не рассматривалась в Константинополе.

Окончательное разочарование в проекте ПЦУ наступило после того, как украинскими иерархами был прочитан томос ПЦУ. Так как церковь готовилась в спешке и не было времени для каких то переговоров и выставления условий, то Константинопольский патриархат этим воспользовался, сделав церковь полностью зависимой от себя буквально во всех вопросах. То есть борьба за независимость от Московского патриархата логично перетекла в полную зависимость от Константинополя.

Филарет с этим согласиться не мог. Он сразу начал говорить о том, что условия томоса неприемлемы для новой церкви. Чуть позже выяснились интересные подробности. Напомним, что неканоническая ПЦУ создавалась на основе двух упраздняемых неканонических структур. Однако документация от лица Филарета продолжалась рассылаться от имени Украинской православной церкви Киевского патриархата, а сам он себя называл именно патриархом УПЦ КП.

Несколько недель назад стороны конфликта – ПЦУ и Филарет вроде бы начали официальный конфликт, который, правда, был известен только по слухам. Но, наконец, сам Филарет его официально озвучил. Он прямо заявил, что структура, подконтрольная ему, не принимает томос, так как его содержания не знали на момент создания ПЦУ. Филарет говорит, что, если бы знал о такой зависимости от Константинополя, то не голосовал бы 15 декабря прошлого года за автокефалию. «Так как нам не надо переходить из одной зависимости в другую», - об этом патриарх заявил на форуме украинской интеллигенции, состоявшимся в Киеве.

Таким образом, Филарет официально начал третий раскол в православной церкви – первые два состоялись, когда создавались украинские неканонические церкви, а затем объединительный собор ПЦУ. Можно, конечно, говорить, что Филарет не очень отдает себе отчета в том, что происходит – все-таки ему 90 лет – но, судя по всему, он прекрасно осознает то, что происходит. У него до сих пор остались все рычаги управления крупнейшей части из составляющих ПЦУ и надеется на то, что проблема «рассосется» сама собой, конечно очень наивно.

Полная версия