Папа, ты теперь будешь меньше пить: россияне стали тратить на алкоголь меньше денег
Исследование показало, что в условиях финансового кризиса россияне переходят с более дорогим напитков на дешевое пиво. Стабильно в России только потребление водки – оно не растет, и не падает.
Соответствующее исследование провела компания Rate&Goods, его данные передает РИА Новости. Согласно выводам компании потребность россиян в дорогостоящих алкогольных напитках устойчиво снижается с начала года. При этом единственный сегмент, который растет – это пиво. Так, в прошлом году его доля составляла чуть более 55% от всего купленного алкоголя, в конце первого квартала – уже 63 процента, а в прошлом месяце потребление пива выросло еще на один процент. Вино, которое пока занимает второе место, стабильно теряет долю рынка. В конце прошлого года на него приходилось 18% всех продаж, в первом квартале 2019 года – 15,5, а апрель принес сегменту потерю в 0,5 процента.
В самом исследовательской компании объясняют, что россияне начали экономить на алкоголе. Происходит такая тенденция на фоне общего повышения цен. Прежде всего, кризис ударил по наиболее дорогим сегментам – виски, коньяку, вину и т.д. Все это замещается демократическим по цене пивом. Любопытно, что в продажах потерял даже такой сегмент, как шампанское. Его потребительский пик приходится на два праздника в году – Новый год и Международный женский день. Однако на это 8 марта роста продаж шампанского не наблюдалось.
В результате, спрос на виски сократился с почти 2,5 процента до полутора процентов, коньяк занимает 3,5 процента рынка, хотя еще в конце прошлого года его доля составляла 4,5 процента. Шампанское в апреле занимало около процента рынка, хотя по итогам четвертого квартала его доля составляла 4 процента. Но тут, повторимся, сыграл сезонный фактор – его покупают на Новый год. Единственный сегмент оставшийся без колебаний – это продажи водки. Они занимают в среднем 10 процентов рынка. Эксперты уверены, что дорогие сегменты алкоголя и дальше будут терять свою долю рынка в пользу демократических водки и пива.
Отметим, что Россия давно выбыла из числа призеров по уровню потребления алкоголя. Когда-то наша страна занимала 4 место в мире по этому показателю. Однако за последние годы, по данным ВОЗ, потребление алкоголя в стране резко упало. Сейчас Россия занимает только 12 место в мире по количество алкогольных напитков выпиваемых в среднем на душу населения. В настоящее время в России выпивается 10 литров алкоголя вместо 15. Таким образом, говорить о том, что нация спивается уже не актуально. Хотя, отметим, по-прежнему считается, что до трети алкогольной продукции, особенно крепкой, в России продается нелегально, цифры потребления, вернее сокращения употребления алкоголя внушают умеренный оптимизм.
Какие из факторов сыграли тут большую роль определить трудно. С одной стороны правительство планомерно отучает потребителей от алкоголя – это и сокращение работы магазинов, и повышение цен на алкоголь и антиалкогольные кампании. Возможно, свою роль сыграло и общее желание население оздоровляться. Но факт остается фактом – люди меньше пью и курят.