Москва
5 января ‘25
Воскресенье

Следствие нашло место, где загорелась крыша Нотр-Дама

Расследование главного пожара года – собора Парижской Богоматери – уже дало первые результаты. Судя по всему, первым загорелось основание шпиля легендарного памятника. Однако системы пожаротушения никак не сообщили об этом.

Такие выводы делает телеканал CNN ссылкой на источники близкие к следствию, расследующему причины пожара, который уничтожил крышу памятника. Так, французская полиция, проанализировав многочисленные видео, которые делали десятки тысяч зевак вживую наблюдавших трагедию, пришли к выводу, что пожар начался в центре кровли, недалеко от шпиля. Сам шпиль, к слову, новодел – он поставлен в 19 веке. Следователи обратили внимание, что пожарная сигнализация, которая все-таки на соборе была, даже несмотря на ведущиеся ремонтные работы, сработала из рук вон плохо. Охранники собора сообщили о пожаре тогда, когда предпринять уже было ничего нельзя.

Напомним, что своды собора сделаны из моренного дуба. Они сохранились со времен постройки, то есть им почти тысяча лет. Такой дуб очень плохо горит и, если уж он загорелся, то значит огонь распространялся чрезвычайно долго, прожаривая стропила. То есть к моменту визуального обнаружения пожара тушить крышу Нотр-Дама было бесполезно. Именно поэтому спасательные службы занялись, казалось бы, бессмысленной работой – поливали стены. Но дело в том – и это признали потом эксперты – спасение крыши было уже невозможным. Именно поэтому все усилия были брошены на спасение кладки и камней, который почти 12 часов поливали водой. К слову, еще не известно, как они все-таки пережили пожар. Это станет окончательно ясно значительно позже.

Следствие же пришло к предварительному выводу, что причиной возгорания могло послужить короткое замыкание. Рабочие рядом производили работы, а вверх и вниз их поднимал и опускал лифт. Отметим, что уничтожена большая часть крыши, шпиль, часы и самое уникальное – тысячелетние стропила. Как их восстанавливать пока толком не ясно. Стенам, башням, внутреннему убранству, святыням, хранившимся в соборе ущерба вроде бы не нанесено.

Как восстанавливать такие стропила не понятно. Подсчитано, что 12 и 13 веках было срублено 21 гектар дубов, 13 тысяч деревьев, возраст которых составлял до 400 лет. Одно стропило изготавливалось из одного дуба. Отдельные деревья найти можно и сейчас, но где найти дубовый лес, полностью его уничтожить для воссоздания крыши собора? Такое просто нет. Не говоря уже о том, что система стропил настолько уникальна, что неизвестно можно ли ее повторить. Хотя уже и появились сообщения, что часть дубов, аналогичных тем, что были в соборе, можно найти в Латвии.

Однако, скорее всего, крышу придется восстанавливать современными технологиями. Со стороны разница, конечно, не заметна. Но дух собора утерян будет навсегда. Так или иначе, но на воссоздание крыши и всего пострадавшего в главном соборе Европы только за первые сутки было собрано более 1 млрд евро. Скинулись, естественно ир простые граждане по всему миру и богатейшие семьи Франции. Поступления были также и из России.

Пожар начался 15 апреля вечером, окончательно ликвидировать его сумели только к утру следующего дня.

Полная версия