Год только начался, а одна из самых дерзких краж уже совершена – средь бела дни, при посетителях из Третьяковской галереи в Москве была вынесена картина Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Это преступление практически точно ударит по руководству Третьяковской галереи, в которой не могут обеспечить сохранность картин. Но и в целом система безопасности российских музеев может быть серьезно пересмотрена.
Кража произошла, как будто ее организатор несколько раз пересматривал перед ее совершением комедию Эльдара Рязанова «Старики-разбойники». Герои комедии проходят в некий московский музей и похищают «шедевр Рембрандта», унеся его якобы на реставрацию.
Именно так и поступил неизвестный посетитель. Он прошел открыто, при всех к картине Куинджи, абсолютно спокойно снял ее со стены, освободил от рамы и ушел с ней. Очевидцы похищения были абсолютно уверены, что перед ними сотрудник музея. Вора описывают, как парня просто одетого, «ботанской» рубашке и брюках. Действовал вор абсолютно спокойно и уверено. Все очевидцы были уверены, что картина просто снимается для подмены. Отметим, что картина не принадлежит Третьяковской галереи, а прибыла в Москву из постоянной экспозиции Русского музея.
Когда кража вскрылась, выходы из музея были перекрыты, все посетители обыскивались. Но, судя по всему, сам похититель в это время уже был вне стен музея. Минкульт России подтвердил отсутствие картины на своем законном месте. На месте происшествия работает полиция. Оценочная стоимость картины с точки зрения экспертов составляет примерно несколько сот тысяч долларов. В тоже время, правоохранительные органы назвали сумму в 1 млн долларов. Застрахована она была при этом при вывозе из Санкт-Петербурга на 12 млн рублей. Любопытный нюанс – сегодня Архипу Куинджи исполняется 177 лет. Что уже послужило поводом для шуток, что кто-то, таким образом, сделал себе подарок.
Похищать картины такого уровня можно только по заказу частных коллекционеров, которые будут держать эту картину у себя в закрытом помещении. Продать или обменять такую картину нельзя ни при каких обстоятельствах. Ни один музей и, тем более, аукционный дом не станет с ней работать. Нельзя исключать, что это поступок человека с неуравновешенной психикой.
Уже установлены приметы предполагаемого похитителя. Ему 23-25 лет, славянской внешности, глаза карие, волосы русые. У него есть особая примета: огромная голова с высоким лбом и острыми скулами. Был одет в синие джинсы и темно-синюю водолазку. Возможно, он действовал не один. Третьяковская галерея после пропажи картины закрыта для посетителей. Будет ли работать музей завтра, 28 января остается под большим вопросом. В тоже время, Министерство культуры объявило, что уже экстренно вносит в реестр похищенных картину Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым», чтобы предотвратить ее вывоз за границу. Скорее всего, картину внесут и в список «Интерпола».
Украинский сегмент социальных сетей уже разразился «шутками» о похищение картины «Ай-Петри. Крым». Сетевые юмористы уверены, что это еще одно доказательство того, что «Крым не ваш». Напомним, что в мае прошлого года именно в Третьяковской галерее была повреждена картина Ивана Репина «Иван Грозный и сын его Иван», которая в народе известна как «Иван Грозный убивает своего сына». Картина серьезно повреждена, вандал порвал ее в трех местах, даже несмотря на то, что она была закрыта защитным стеклом. Ситуация может ударить по всем руководителям музеев. И уж точно не должна пройти просто так для директора Третьяковки Зельфиры Трегуловой.
Получается, что, как минимум, в ее музей можно просто так войти и вынести любой шедевр или порезать его на куски. Скорее всего, после этого случая система безопасности российских музеев будет серьезно пересмотрена, а также сделаны кадровые выводы.
Русскому музею остается только посочувствовать.