Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Рассекречен спор Ельцина и Клинтона о расширении НАТО

На переговорах в 1997 году Борис Ельцин так и не смог упросить Билла Клинтона пообещать не принимать в состав НАТО бывшие советские республики.

В США продолжают публиковать рассекреченные стенограммы переговоров российского и американского президентов Бориса Ельцина и Билла Клинтона. Одна из расшифровок посвящена проблеме расширения НАТО и принятия в альянс бывших советских республик. Об этом пишут «Ведомости».

Переговоры состоялись в Хельсинки 15 апреля, за полтора месяца до подписания Основополагающего акта Россия – НАТО (подписан 27 мая 1997 года в Париже).

В приведенном отрывке Борис Ельцин начинает с того, что главным в отношениях России и НАТО считает недопустимость возврата к «холодной войне». По словам первого российского президента, он заключает соглашение с НАТО не от хорошей жизни, а потому что "сегодня нет другого выхода". Одними из главных условий договоренности Россия видит юридически обязательный характер соглашения для всех 16 участников альянса, а также невозможность принятия решений в НАТО без учета мнения о опасений России. Еще одно условие - непредоставление возможным новым членам Организации на востоке ядерных и других вооружений.

Для нормального развития отношений Ельцин просит Клинтона развеять тревоги Москвы о расширении НАТО на восток и дать обещание не принимать в альянс бывшие советские республики. Со своей стороны Россия предлагала официально обозначить в соглашении свой отказ от территориальных претензий к странам бывшего СССР.

Ельцин повторят свою просьбу не один раз, но Клинтон уходит от прямого ответа, намекая, что не может дать такое обещание. Тогда Ельцин просит дать обещание лично ему, которое не будет предаваться огласке. Клинтон отказывает российскому президенту и в этом, отмечая, что из этой затеи все равно ничего бы не вышло, так как «в этом мире нет ничего тайного».

Отдельно Ельцин останавливается на отношениях США с Украиной. По его словам, принятие Украины в НАТО было бы абсолютно неприемлемо для Москвы. По словам Ельцина, и тогдашние контакты США и Украины не шли на пользу российско-украинским отношениям. Тогда российский президент сказал, что ему «не хочется верить, что вы [США – ред.] пытаетесь оказать давление».

Другой проблемной точкой стали военные учения США у берегов Крыма. «Это все равно как если бы мы проводили учения на Кубе. Вам бы это понравилось?» - посетовал Ельцин.

В ответ на аргументы Ельцина Клинтон заявлял о стремлении построить «новое НАТО и единую Европу», которые бы не конфликтовали с Россией. Обещание не расширять НАТО подразумевало бы подспудное сохранение бывшей конфронтации, отмечал американский лидер.

В конце разговора Ельцин прямо признался Клинтону, что без такого обещания ему будет тяжело вернуться в Россию, где это могут воспринять как согласие на расширение НАТО. Но и тут глава Белого дома остался непреклонен. «Я знаю, какая это для тебя ужасная проблема, но не могу дать обязательства, о котором ты просишь», - сказал Клинтон.

В итоге акт Россия - НАТО так и не отразил обеспокоенность Москвы в связи с возможным расширением НАТО на восток. Позже российский президент Владимир Путин не раз указывал на то, что нарушение Западом обещаний о нерасширении НАТО на восток, которые давались советскому и первому российскому руководству, стали причиной потери доверия между сторонами и в итоге привели к нынешнему обострению отношений.

Полная версия