Катастрофа, грозящая РФ из-за нехватки топлива для уборочной и посевной кампаний, о которой недавно говорил министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, объясняется стремлением нефтеперерабатывающего бизнеса продавать топливо за рубеж по более выгодным ценам, считает экономист Галина Сорокина.
Она пояснила, что подорожание бензина и дизеля действительно создает риски не только для логистики внутри РФ, но даже и для уборочной и посевной кампаний, передает РИАМО. Все усугубляется понижением уровня поставки топлива на заправки, особенно в южные регионы, которые, являясь традиционной житницей страны, повышенно потребляют горючее.
Экономист рассказала о тонкостях нефтеперерабатывающего бизнеса. Большая часть НПЗ встроена в структуру вертикально-интегрированных нефтяных компаний, то есть холдингов взаимозависимых предприятий полного цикла. Формально это самостоятельные кампании, действующие в своих личных интересах.
На начало недели бензин в РФ стоил 0,57 доллара, а в Бразилии — 1,18 доллара, в Греции — 2,14, поэтому компании выгоднее продавать топливо в эти страны.
Тем более, что средняя цена за литр бензина на мировом рынке составляет 1,35 доллара. На фоне девальвации рубля и недовольства граждан по поводу роста цен на топливо, компании не могут резко увеличивать стоимость горючего в стране, а просто перенаправляют товар в сторону более щедрых покупателей, пояснила специалист.
Государство пытается регулировать нефтяной рынок с помощью демпфирующего механизма, что значит, если цены в мире становятся более выгодными, чем продажи на внутреннем, то государство возмещает НПЗ разницу, если цены на горючее в РФ оказываются выше мировых, то уже компании платят в российскую казну.
Но для уменьшения расходов государство начинает сокращать квоты на работу демпфирующего механизма, что нефтяники расценивают как сигнал к увеличению экспорта, рассказала Сорокина.