Аналитик Фролов оценил риски ухода белорусского топлива из России
Ранее на экспорте нефтепродуктов Беларусь неплохо зарабатывала, продавая их не только в РФ, но и другим странам, а сейчас поставки идут лишь в Россию, поэтому потерять единственного импортера топлива республике невыгодно, считает замглавы института национальной энергетики Александр Фролов.
Ранее «Коммерсант» сообщал, что сокращение бюджетных выплат по демпферу вдвое грозит уходом с рынка РФ топлива из Беларуси.
Фролова удивило то, что подтверждением слов о влиянии экспорта топлива из Белоруссии в РФ является реакция рынка на возможное понижение поставок, передает РИАМО. То есть доказательством того, что поставки из республики повлияют на баланс спроса и предложения на бирже, является спекулятивное изменение биржевых цен. Кто-то из игроков рынка просто испугался и решил купить больше топлива, отметил специалист.
Он пояснил, что спекулятивным изменением цен доказывать их возможное влияние на динамику поставок нельзя.В Беларуси есть лишь два НПЗ и лишь один из них является полностью госсобственностью. Второй — на 50% принадлежит российским компаниям «Газпромнефть» и «Роснефть».
Аналитик отметил, что Беларусь получает большую прибыль на продаже топлива, экспортируя до 15 млн тонн нефтепродуктов в год, в основном это ДТ и мазут. Фролов отмечает, что, кроме России, Белоруссии особенно некуда продавать свои нефтепродукты. Даже если демпфирующая надбавка отрицательно отразится на поставках, у республики мало альтернатив в плане перенаправления объемов.
Сама РФ производит примерно на 40 трлн тонн дизеля больше, чем потребляется внутри страны, то есть немало топлива продается за границу, и даже прекращение белорусских поставок не отразится значительно на отечественном энергорынке.