Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Наследников защитят от чужих долгов

В случае смерти заемщика или получении им инвалидности, оформленные им займы банки должны возвращать у страховых компаний— им необходимо будет подать соответствующее требование в срок, прописанный в договоре страхования, или когда станет известно о наступлении страхового случая.

Соответствующий законопроект зампредседателя Комитета ГД по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко намеревается внести в ГД 13 июля. Инициатива призвана помочь избежать ситуаций, когда кредитные организации предъявляют претензии к заемщику или его наследникам, вместо того чтобы проверить, есть ли договор страхования, и обратиться сразу к страховщику. При этом родные не всегда в курсе наличия подобного договора, и они вынуждены выплачивать займ самостоятельно, сообщила депутат «Парламентской газете».

Нюанс состоит в том, что банки не обязаны удостоверяться, какие случаи считаются страховыми, и требовать выплаты от страховщиков, полагает парламентарий. Поэтому, чтобы гражданам не приходилось всякий раз идти в суд по причине юридической неопределенности, она выработала поправку в Закон «О потребительском кредите».

Из текста проекта следует, что кредитор, который в договоре страхования указан как выгодоприобретатель, должен предъявить страховщику требование об уплате возмещения в счет оплаты займа и документы, подтверждающие события с признаками страхового случая.

Это требуется проделать на протяжении срока, прописанного в договоре страхования, при условии, если заемщик самостоятельно не потребовал компенсации от страховщика. Если же срок в договоре не прописан, банку необходимо направить требование в страховую компанию тут же, как только он получит известие о страховом случае.

Инициатива сформирует дополнительные гарантии соблюдения финансовых прав граждан, что можно лишь приветствовать, полагает глава Центра мониторинга законодательства и правоприменения Университета им. Кутафина Олег Гринь. В реальности существует проблема, когда банки выбирают самый быстрый путь и обращаются к наследникам, которые могут не знать, что наследодатель оформил договор страхования.

И для защиты прав россиян предпочтительно, чтобы банк и страховая компания на первоначальном этапе стремились решить вопрос между собой. И лишь в случае какого-либо сбоя, — к примеру, сумма страхового возмещения будет меньше задолженности или выяснится, что договор страхования не продлили вовремя, — они обращались бы с указанными требованиями к наследникам должника, полагает эксперт.

При этом и саму процедуру необходимо доработать, возможно, в виде указаний ЦБ, заметил Гринь. Он считает, что нужно установить, в какой форме и порядке банки должны предъявлять требования к страховщикам, как долго ожидать от них ответа и тому подобное, чтобы механизм был ясен всем сторонам.

Задача, которую должна решить инициатива, определена верно, полагает председатель Комитета ГД по труду, замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов. Он отметил, что необходимо полностью обезопасить россиян, избавить их от ненужных хлопот и финансовых затруднений. В целом Нилов отметил, что аппетиты банков нужно усмирять.

Полная версия