Зачем США принуждают Россию объявить дефолт
Экономист, инвестбанкир Евгений Коган прокомментировал отказ Минфина США выдавать разрешение РФ на проведение долларовых платежей по госдолгу со счетов российских госучреждений в американских банках.
Запрет начал действовать с 4 апреля, пишет «Ъ». В марте, несмотря на заморозку ЗВР, Минфин США разрешил использование средств российских госучреждений для проведения платежей по обслуживанию долга. Теперь, похоже, этот вариант больше не работает.
То есть, РФ предлагают найти другие способы погашения долга, пишет Коган. Экономист перечислил возможные варианты.
Так, можно организовать расчеты через другие структуры. Например, через Газпромбанк. Но и сам Газпромбанк может попасть под санкции, ведь логика процесса здесь понятна, отмечает экономист. Если страна под санкциями, то и агент, через которого идут платежи, может попасть под них. Не рационально объединять платежи по госдоглу и корпорациям, много рисков, пояснил экономист.
Также можно расплатиться с долгами в других валютах — в юанях или рупиях. Но такие расчеты тоже могут считаться дефолтом.
Еще РФ может перевести юани в доллары и расплатиться ими. Но эта попытка может быть заблокирована, а платеж в долларах все равно имеет все шансы быть задержанным, считает Коган.Возможен еще вариант заплатить золотом. Но попытка продать золото для расчетов в долларах встретит сопротивление американских сенаторов.
Также РФ может вовсе не платить. Но именно этого исхода и добивается Минфин США, отмечает экперт. При этом он полагает, что едва ли РФ так поступит. «Одно дело — вынужденный дефолт в силу непреодолимых технических препятствий, другое дело — собственное решение», — отмечает Коган.
«Очень похоже, что делается это все для того, чтобы спровоцировать не технический, а именно полноценный дефолт России», — предполагает он.
Окончание срока техдефолта приведет к кросс-дефолту по всем российским долгам, рассуждает экономист. По срокам это займет около месяца. Внешний долг госсектора в расширенном определении (с учетом госкомпаний) на конец 3 квартала текущего года составлял $226 млрд. Конкретно органы госуправления — $67,7 млрд.
«Но тут даже не в размере дело. Это запустит процесс наложения ареста на множество объектов, принадлежащих России. Или даже конфискации, ведь переговоров о реструктуризации, скорее всего, не будет», — размышляет Коган.
Также нельзя исключать попыток ареста танкеров с нефтью от российских госкомпаний или обратных грузов в адрес России, до которых можно будет дотянуться, предполагает экономист.
Читайте также
Сейчас торговля разным сырьем продолжается, не только нефтью и газом. Нефть продаётся с большими скидками, остальное сырье — с минимальным дисконтом или вовсе по рыночным ценам. Но при текущих мировых ценах даже с дисконтом получаются немалые суммы. Блумберг недавно оценил возможные доходы России только от нефти в этом году в $321 млрд, пояснил эксперт.
«Если произойдёт кросс-дефолт, и России предъявят весь долг для погашения сразу, то объем поступлений может значительно уменьшиться. При этом можно действовать выборочно. Например, поставки удобрений в США из-под удара можно негласно вывести. С точки зрения Запада это даже лучше, чем вводить официальное эмбарго. Ведь его необходимость надо объяснять избирателям, которые и так не в восторге от высоких цен на бензин. Дружественные страны вовсе не хотят слышать об эмбарго. Так что резко увеличить риски торговли с Россией для всех без исключения, это милое дело», — рассуждает эксперт.
Таким образом, распоряжение Минфина США — еще один инструмент давления, который должен заставить РФ изменить курс. «Россия будет чем-то отвечать на подобное принуждение к дефолту. Чем и как именно, пока не ясно. Но ясно, что жесткость противостояния от этого только повысится», — подытожил экономист.