Москва
22 ноября ‘24
Пятница

«Импортозамещение — это блеф»: моющие средства могут подорожать на 40%

О том, как изменятся цены на товары повседневного спроса и грозит ли россиянам их дефицит, рассказал глава аналитического агентства Infoline Иван Федяков.

Чистящие и моющие средства доставляются на российский рынок в основном иностранными производителями или же отечественными предприятиями с иностранным капиталом. По данным экспертов, на их долю приходится примерно 64% всех продаж.

Что касается сегмента масс-маркета, то их доля доходит до 80%, сообщил Федяков. В последние годы рынок бытовой химии находился под очень жестким давлением, рассказал эксперт. Эта категория товаров народного потребления стала самой промозависимой из всех, где скидки доходили до 60-70%, что вымывало с рынка средних поставщиков.

Лишь крупные корпорации могли себе позволить работать или в «ноль» или иногда в убыток чтобы занять большую долю на рунке, удалив конкурентов с помощью демпинга. Это длится уже около 5 лет. А в пандемию все это усугубилось.

Кроме крупных, глобальных корпораций на рынке практически не осталось иных производителей. Одна из крупнейших американских компаний, которая выпускает такие бренды, как Fairy, Tide и другие, заявила, что увеличивает закупочные цены на 40%.

И эта компания может позволить себе такие заявления, пояснил эксперт. Еще недавно ФАС наказывала бы такого участника рынка. А сейчас наказывать бессмысленно, поскольку они контролируют рынок, от их решения будет многое зависеть.Что касается отечественных производителей, то большинство входит в состав тех же крупных международных холдингов. Они их просто скупили, чтобы исключить конкуренцию.

Также российские производители используют в производстве импортные компоненты и во многом зависят от поставок сырья из-за границы. В эти компоненты закладываются курсовые колебания.

Девальвация рубля обязательно отразится на этих товарах, отмечает Федяков.То есть, бытовая химия и средства гигиены будут дорожать. РФ из-за событий на Украине пребывает в логистической блокаде.

Пока конфликт в горячей фазе, нет возможности доставить товар из-за границы. Границы парализованы, грузовики не могут ни выехать, ни въехать в РФ. Это большая проблема, которая уже начинает ощущаться, отметил эксперт.

Но еще большие последствия проявятся спустя 1-2 недели. На складах пока остаются запасы — в обычной ситуации их должно хватить на пару месяцев. Это тот запас продуктов, который обычно лежит на складах дистрибьюторов. Но на фоне повышенного спроса запасы быстро исчезают, пояснил Федяков.

Если военная операция затянется, то они закончатся. Российские фабрики остановятся из-за отсутствия компонентов и концентратов, необходимых для производства продукции.

«Из-за курса доллара и логистической блокады цены будут расти. Пока крупные игроки подняли их в среднем на 40%. Но я думаю, что это только начало. В дальнем они будут еще неоднократно повышать цены», — предположил эксперт.

Что касается импортозамещения, что эксперт считает, что это «блеф». «Никакого импортозамещения в современной практике нет. Ни одна страна в мире не смогла полностью закрыться и, так сказать, импортозаместиться. Или это происходит, как, например, в Иране или Северной Корее, — достаточно посмотреть только, во что там превращается как минимум потребительский рынок. Хоть они довольны и счастливы, потому что отстаивают какие-то свои идеалы», — сказал Федяков.

Полная версия