21 марта «Ведомости» сообщили, что поставки соков и молока в магазины начали срываться из-за дефицита тары.
Производители говорят о дефиците тетрапака. Они рассказали о сложностях с закупкой комплектующих для производства «долгоиграющей» упаковки.
После того, как производители пакетированного молока и соков заговорили о кризисе в производстве упаковок тетрапак (для них нужны импортные составляющие), в РФ заговорили о поиске альтернативных способов упаковки — вплоть до бидонов.
Как ранее заявила зампред комитета ГД по аграрным вопросам Надежда Школкина, в стране имеется запас упаковки тетрапак, но небольшой — хватит на то время, пока производители не смогут переориентироваться на другого поставщика. Либо начнут разливать молоко и соки в пластиковые и стеклянные бутылки, расставлять «молокоматы». В дефиците именно упаковка, а не продукты, отмечают эксперты.
Член комитета ГД по аграрным вопросам Сергей Лисовский заметил, что проблемы с упаковкой были и раньше, и теперь придется создать производство по новым правилам. Эксперт отмечает, что сейчас забыли про стеклянную тару, которую использовали раньше. Она многоразовая, и наладить её производство просто. Для производства стекла необходимо модернизировать все линии, но возможности такие имеются, рассказал эксперт.
Лисовский заметил, что людей необходимо мотивировать сдавать стеклотару. Можно возродить советскую практику, когда стоимость сдачи бутылки составляла солидный процент от цены бутылки полной.
Дмитрий Янин, председатель правления конфедерации обществ потребителей, считает, что понижения цен не будет ни при каком раскладе.Янин пояснил, что всякое изменение в технологической цепочке — хоть на стадии производства, хоть перевозки — это новые расходы. Даже если будут найдены иные решения, к которым привыкнет бизнес, молоко будет все дороже с каждым месяцем.
Так будет происходить потому, что преимущество тетрапака — надежность перевозки и удобство работы, пояснил эксперт. Эта упаковка сохраняет молоко многие недели, аналогов этой технологии нет. У торговли и транспортных компаний станет больше потерь, которые они будут закладывать в стоимость конечного продукта, пояснил Янин.
Если бы предлагаемые сегодня решения — вроде установки «молокоматов» — были бы эффективны, то их реализовали бы уже давно. Но всё это менее удобно и более дорого для покупателя. Самое реальное — искать аналоги упаковки, которая могла бы сохранять продукт долгое время.
Можно попробовать перевоспитывать потребителя, чтобы он постепенно привык к тому, что молоко нужно покупать не на неделю заранее, а каждый день — может быть, принося тот самый бидон от «молокомата».