Многие эксперты говорят, что страны, которые вводят санкции против РФ, сами от них сильно пострадают, начнется мировой кризис. О влияний санкций на отечественную экономику рассказал экономист Олег Буклемишев.
По его словам, сейчас можно наблюдать продолжение истории с пандемией, одним из последствий которой стал разрыв различных цепочек: торговых, производственных, логистических. Эффекты те же, но причины абсолютно другие, пояснил экономист.
Фондовые рынки, рынки недвижимости вполне могут скатиться в кризис, так как мировые регуляторы печатали деньги, а на рынках раздувались пузыри, независимо от ситуации в экономике: хорошая, плохая.
Возможно, под прикрытием нынешних геополитических событий мировые ЦБ станут действовать в том духе, что семь бед — один ответ. То есть они резко увеличат процентные ставки, чтобы сбить общую инфляцию и сдуть пузыри.
Раньше они опасались пойти на такие шаги, а сейчас такой сценарий представляется вполне актуальным, считает Буклемишев. Он полагает, что это серьезная угроза, особенно на фоне большого долгового навеса в мире. При этом центробанки постараются не допустить полномасштабного кризиса.
Что касается силы санкционного удара по экономике России и рикошета, по странам, наложившим ограничения, по теории санкций, когда одна сторона вводит ограничения в отношении другой, ущерб (для обеих) соотносится пропорционально размерам экономик, пояснил эксперт. Некий урон мировая экономика непременно понесет, но он будет разделен в очень неприятной для России пропорции: приблизительно 20 к 1. при этом существуют и асимметричные эффекты.
Заграничные рынки такого сильного ущерба, хотя бы немного сопоставимого с российским, не испытывают, считает Буклемишев. В РФ есть риск исчезновения целых отраслей — например, кинопрокат, авиация. Запад, конечно же, не испытывает таких проблем.
Также эксперт полагает, что санкционный потенциал далеко не исчерпан. От SWIFT уже отключены крупнейшие банки РФ, вовлеченные в международные сделки. Так как число самих партнерских сделок резко снизилось, то, сколько бы еще российских банков ни отсекли от SWIFT, ничего особенно страшного в этой сфере не случится, полагает эксперт.
И полного запрета на российские нефть и газ со стороны Запада прямо сейчас не будет, так как это им слишком не выгодно.
При этом РФ сама подтолкнула Запад к более ускоренному продвижению по пути декарбонизации, к переходу на возобновляемые источники энергии, отказу от жидких углеводородов. «Сегодня мы им дали более чем весомый аргумент для такого энергоперехода, и они уже не отступят. Они будут постепенно, по долям отказываться от российского сырья», — считает Буклемишев.
По его словам, в целом европейцы создали такую моральную атмосферу, что готовы платить за любые издержки — и государство, и граждане.
Из РФ уже ушли примерно 300 мировых брендов. Буклемишев рассказал, насколько это убыточно для них самих. В мировом масштабе, Россия — небольшая экономика: ее доля в мировом ВВП, рассчитанная по паритету покупательной способности, равна 2–3%. В числе покинувших РФ компаний немало тех, для кого этот рынок важен.
Но они оказались перед выбором: если решат остаться, то попадут (в одной компании с Россией) в тяжелую, полностью непредсказуемую ситуацию, политическую и экономическую. И при этом еще будут слышать критику в свой адрес от конкурентов. Потери для западного бизнеса в сложившейся ситуации не избежны, но они были бы намного больше, если бы компании в такой ситуации остались в РФ, пояснил экономист.