Кто «прошляпил» золотовалютные резервы России
Заморозку валютных счетов ЦБ и правительства можно расценивать как желание Запада организовать искусственный дефолт РФ, заявил министр финансов Антон Силуанов.
На днях он впервые официально озвучил размер заблокированных в результате санкций ЗВР — около $300 млрд. Как же так получилось, ведь подобную ситуацию можно было предвидеть. Так, заморозки национальных ЗВР происходили Западом и ранее, например, в Ливии в 2011-м, в Иране в 2012-м, в Венесуэле в 2019-м и совсем недавно в Афганистане в 2021-м.
Аналитик из Esperio Антон Быков отмечает, что хранение ЗВР на счетах в иностранных финансовых учреждениях является нормальной практикой. Она объясняется характером торгово-экономических отношений РФ с другими странами, надежностью выбранных организаций и валюты хранения.
Россия получает огромную экспортную выручку, и если бы все эти средства переводили в рубли, то курс рубля был бы завышенным, пояснил эксперт. На потреблении российских граждан это отразилось бы хорошо, но для экономики страны в целом, с ее преобладающей долей производственного сектора, это стало бы сильным ударом по конкурентоспособности, что в конечном счете привело бы к рецессии и падению нацвалюты, считает Быков.
ЦБ и Минфин не могли предвидеть «экономическую войну» и поэтому действовали в стандартной логике, поместив 50% ЗВР на счетах за рубежом, отмечает эксперт. Он считает, что такой поворот после начала спецоперации на Украине было сложно прогнозировать: даже для западных аналитических агентств это казалось нереальным. Иначе резервы хранили бы в других инструментах, полагает Быков.
Предусмотреть такой сценарий вряд ли кто-то мог, отмечает финансовый эксперт Светлана Самойлова. Существует универсальное банковское правило: если государство формирует резервы в валютах других стран, они хранятся там, где эта валюта действует. То есть, евро должны физически находиться в Европе, доллары — в США, юани — в Китае.
То же самое было бы, если бы ФРС или ЕЦБ пополняли свои резервы рублями — тогда эти средства хранились бы на счетах в РФ, пояснила эксперт.
Многие аналитики не винят ЦБ и Минфин в недальновидности: те проводили свою политику в отношении финансовых резервов страны в соответствие с принятой в мире экономической логикой.
«По всей ситуации с заморозкой золотовалютных резервов России в ЕС есть большие вопросы к министру финансов Силуанову и главе Центробанка Набиуллиной. Потому что всё было так очевидно, что и ребёнок бы догадался. Но не они», — комментирует ситуацию с российскими ЗВР политолог Алексей Пилько.