Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подтвердил, что в ушедших из России иностранных компаниях могут вводить внешнее управление.
По его словам, о приостановке работы в России заявили «большинство иностранных компаний». Правительство будет «тщательно мониторить» ситуацию.
РБК ранее писал, что механизм внешнего управления включает в себя внедрение администрации, состоящей из «группы лиц, назначенных государством, которые будут обладать всеми полномочиями по руководству компанией». Внешняя администрация будет назначаться на 3-6 месяцев.
Ее целью станет создание нового предприятия на базе «покинутого» для дальнейшей продажи. Если покупатель не найдется, то им станет государство.
Законопроект «О внешней администрации по управлению организацией» нацелен на стимулирование организаций под иностранным контролем не бросать деятельность на территории РФ, пояснили в МЭР. Разработчики законопроекта назвали его первым шагом «к национализации имущества иностранных организаций, покидающих российский рынок». Эта фраза многих удивила.
Национализация — это переход права собственности от бывших владельцев к государству, пояснил экономист Максим Чирков. Но в нынешней трактовке имеется в виду иное. Если бывший собственник по какой-либо причине не может продолжать свою деятельность в РФ, то наша страна заинтересована, чтобы его активы и далее приносили прибыль и обеспечивали занятость, рассказал эксперт.
Юрист-аналитик Олег Зайцев отмечает, что сейчас нужно сохранить важные для экономики предприятия, чтобы не дать им обанкротиться, а миллионы людей не остались без работы. «Приостановивили деятельность» в стране уже больше 50 компаний: Apple, IKEA, Microsoft, IBM, Shell, McDonald’s....
В законопроекте говорится, что суд может назначить внешнюю администрацию, то есть директора, который обеспечит сохранение бизнеса, отмечает Зайцев. В качестве «внешней администрации» предлагается государственная корпорация ВЭБ.РФ. Но понятно, что на практике управлять будут, скорее всего, те менеджеры, которые остались в компании и готовы вести бизнес дальше, считает эксперт.
То есть речь не идет о том, чтобы компании перешли в собственность государства, полагает он. Национализация — это выкуп имущества государством. Но, во-первых, это огромные расходы для бюджета. Во-вторых, невозвратный путь для зарубежных предприятий — после национализации вряд ли кто-то из зарубежных предпринимателей решит в дальнейшем работать в РФ.
Обсуждаемый законопроект предполагает мягкие меры, а временное управление требуется для того, чтобы в том числе дать возможность акционерам вернуться, если они захотят, пояснил эксперт.
Ранее политолог Олег Матвейчев в интервью ФАН заявил, что западные санкции в первую очередь обрушат экономику США и Европы. Он полагает, что страны, согласившиеся ввести санкции против РФ, не до конца осознают, с какими последствиями им придется иметь дело. Матвейчев заметил, что приостановка работы иностранных компаний в России нанесет им серьезный репутационный и материальный удар.
Президент РФ Владимир Путин заявил, что необходимо принимать решительные меры в отношение предприятий, которые решили уйти с российского рынка. Он поддержал идею передачи иностранных производств в третьи руки, передает «Экономика сегодня».