Оборонные ведомства развитых стран тратят миллионы на мозговые штурмы программистов — хакатоны, получая в итоге серьезные результаты и перспективные идеи.
Второй год пандемии оказался рекордным с точки зрения роста числа киберугроз, пишет британское издание London-post. По данным исследовательского центра CheckPoint, глобальное количество кибератак в 2021 г. увеличилось на 50%, при этом вторым по популярности объектом стали интернет-ресурсы гражданских и военных ведомств: в их отношении еженедельно совершалось в среднем 1 136 атак — в полтора раза больше, чем на порталы банков (703 в неделю) и энергетических компаний (736 в неделю).
Одна из самых крупных атак была предпринята против Министерства юстиции США, в результате которой хакеры смогли получить доступ к 3% электронных ящиков подотчетных ему агентств, включая Федеральное бюро разведки (ФБР) и Управление по борьбе с наркотиками.
С аналогичными угрозами сталкиваются и другие страны. В декабре 2021 г. компьютерная сеть Министерства обороны Бельгии частично вышла из строя из-за атаки, предпринятой с помощью так называемой «уязвимости Log4j», которую взломщики используют для нарушения работы серверов. А в июле DDoS-атаке подвергся сайт российского Министерства обороны.
Для нивелирования подобных угроз военные ведомства все чаще используют цифровые хакатоны. В «обычной» жизни хакатоны представляют собой форумы, на которых команды разработчиков соревнуются в умении создавать софт, мобильные приложения или интерфейсы в сжатые сроки. Благодаря участию гражданских специалистов, не имеющих даже минимального опыта службы в армии, хакатоны позволяют привлекать нестандартные идеи, которые при дальнейшей доработке можно «упаковывать» в новые IT-решения.
Примером является хакатон Взломай армию" (Hack the Army), который регулярно проводит Министерство обороны США для обнаружения уязвимых мест на собственных официальных ресурсах. Первый хакатон Hack the Army прошел в 2016 г.: в нем принял участие 371 «легальный хакер», в том числе 17 действующих военнослужащих, которые в общей сложности обнаружили 118 проблемных зон, получив за это суммарное вознаграждение в $100 тыс. По итогам второго хакатона, проведенного в 2019 г., число обнаруженных уязвимых мест возросло до 146, а в 2021 г., когда был проведен третий по счету хакатон, — до 238, из которых 102 были признаны критическими.
Аналогичный хакатон в конце 2021 г. был проведен в Индии Военным колледжем Университета Раштри, который специализируется на подготовке специалистов в области безопасности. Две из трех номинаций этого хакатона были посвящены ликвидации киберугроз: в частности, кодировке программного обеспечения для защиты от кибератак, а также восстановлению контроля над компьютерными системами, которые уже подверглись действиям хакеров. Победители в этих номинациях получили денежные призы размером до 1,5 млн рупиев (чуть более $20 тыс.).
При этом киберугрозы — далеко не единственный повод для использования формата цифровых хакатонов для целей вооруженных сил. Это, скорее, сопутствующая цель. Главным является роль хакатонов как фабрики новейших военных технологий — подобные мероприятия организуются и для повышения технической оснащенности армии. Например, британское министерство обороны в сентябре 2021 г. предложило программистам специально организованного хакатона разработать цифровую платформу, которая могла бы определить кратчайшие и безопасные маршруты для прохода военных конвоев. Победителем стала американская компания Maxar, которая занимается производством спутников связи и оборудования для орбитальных снимков. Техническое решение Maxar позволило в деталях визуализировать малознакомую местность, что, при наличии данных о мобильности техники и ее уязвимости к засаде, может всерьез повысить боеготовность войск. В результате разработка Maxar по итогам хакатона была отобрана для дальнейшего развития.
Также на двухдневном хакатоне в 2019 году Министерство обороны Великобритании поставило перед 13 командами из промышленности и научных кругов задачу найти новые способы использования искусственного интеллекта в обороне. Чтобы команды айтишников были сосредоточены на поиске инновационных решений оборонных задач, работали две судейские бригады: одна состояла из старших сотрудников министерства, а другая — из межотраслевых лидеров инноваций. Как сообщали британские СМИ, результатом стало 13 уникальных продуктов на основе ИИ.
Еще одна иллюстрация — хакатон, проведенный в 2013 г. Министерством обороны США с целью разработки мобильного приложения, которое могло бы отображать данные о калорийности пищевых пайков. Тем самым приложение должно было помочь военнослужащим наиболее рационально определять рацион, не прибегая к очной помощи врачей-диетологов. Задача была сформулирована так: «Ваша миссия: с помощью недавно выпущенных наборов данных о питании найти инновационные способы, с помощью которых солдаты могут взаимодействовать с этими данными в мобильной среде. Это позволит солдатам лучше управлять своим питанием, что в конечном итоге позволит им превзойти любого противника». Кроме того, Министерству обороны хакатон должен был помочь оптимизировать расходы на 36 млн армейских пайков, которые на тот момент времени обходились ведомству в $600 млн. Три команды-победителей, предложившие наилучшие решения, получили по $6 000 призовых.
В этом же ряду стоит и хакатон TIDE, который ежегодно проводит блок НАТО: в 2019 г. он был посвящен разработке кода, позволяющего снайперам получать своевременные уведомления о находящихся поблизости снарядах при проведении работ по разминированию; а в 2020 г. — минимизации рисков утечки данных с видеоконференций, которые стали особо популярны в период пандемии.
Вот как отзывается об эффективности хакатонов Морган Пламмер, управляющий директор сети инноваций в области национальной безопасности: «Министерство обороны — это крупное и динамичное предприятие, но оно представляет лишь небольшую часть населения США. Мы хотим услышать идеи и использовать творческий потенциал студентов и профессионалов отрасли, чтобы помочь Министерству обороны найти решения для использования искусственного интеллекта, которые сделают нас более безопасными и эффективными».
В целом можно констатировать, что США тратят огромные средства на «компьютерном фронте», причем на всех направлениях. На слушаниях в подкомитете по кибербезопасности Конгресса США, представитель ВМС вице-адмирал Нортон сообщил, что только один военный хакатон вскрыл тысячи лазеек в «киберброне», при том, что Пентагон тратил миллиарды долларов на кибербезопасность. То есть потратив сотни тысяч на хакатон, американские военные съэкономили десятки, а может и сотни миллионов. А сегодня уже все рода войск вооруженных сил США тратят на хакатоны миллионы долларов, что все равно оказывается выгоднее работы с внешними подрядчиками. Данные о финансировании хакатонов разными родами войск не выделяются в отдельную строку, но исходя из их частоты и количества участников можно утверждать, что американские военные тратят на эти мозговые штурмы не менее 11,6 млн долларов в год, и столько же — остальные страны НАТО.
Россия и Китай также собирают гражданских специалистов, но информации об этом в публичном поле еще меньше. В начале года российское Министерство обороны провела хакатон в технополисе «Эра»: 14 команд соревновались в трех кейсах, которые так или иначе были связаны с машинной обработкой и анализом информации.
Скорее всего масштабы российских хакатонов пока не сопоставимы с западными, однако, как можно понять из СМИ, русские военные уделяют им все больше внимания, и вполне с конкретными задачами: темой одного из минувших хакатонов было распознавание и структурирование целей для оружейных систем, и в ходе недавнего масштабного состязания в Анапе получены серьезные результаты.
«В робототехнике у нас есть интересные разработки в сфере использования беспилотных летательных аппаратов», — заявил начальник научно-исследовательского отдела полковник Евгений Назаров. Традиционная закрытость русских заставляет предположить, что в результате хакатонов они существенно увеличили преимущества своих боевых систем.
Востребованность гражданских и, как следствие, военных хакатонов четко прослеживается в динамике глобальных продаж программного обеспечения для их организации: по прогнозу BlueWeave Consulting, в период до 2026 г. они будут увеличиваться в среднем на 8% в год и достигнут $292,2 млн в денежном выражении (против $187,1 млн в 2020 г.). Очевидно, что и сами расходы на хакатоны также станут серьезной частью бюджетов военных ведомств крупных держав.