Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Россия пригрозила Западу «развернуть» «Северный поток— 2» в Китай

Президент США по итогам переговоров с канцлером ФРГ Олафом Шольцем заявил, что в случае начала боевых действий России на Украине в Европе «не будет никакого» газопровода.

Шольц поддержал эту позицию. Постпред РФ при ЕС Владимир Чижов на это ответил, что Россия легко найдет альтернативных покупателей на свой газ, если «Северный поток-2» все же будет заморожен.

Позднее официальный представитель Белого дома Джен Псаки заявила, что введение новых санкций в отношении СП-2 сейчас вряд ли будет эффективным. Но слова постпреда Чижова были сказаны не прост о так и они косвенно подтверждаются: РФ не исключает альтернативных маршрутов экспорта топлива.

Так, еще в 2014 году «Газпром» подписал с China National Petroleum договор на 30 лет на поставки топлива в КНР по газопроводу «Сила Сибири». Недавно с КНР были подписаны новые договоры, расширяющие годовые объемы экспорта.

Это сопоставимо с мощностями СП-2. Но стоит отметить, что для роста поставок нужно возвести вторую нитку газового маршрута в азиатском направлении. К ее постройке «Газпром» намеревается приступить лишь в 2024 году, а ее использование может начаться не раньше 2027–2028 годов.

Экономист Игорь Юшков полагает, что запуск СП-2 прежде всего нужен европейским потребителям, поскольку современный газопровод повысит надежность энергоснабжения ЕС, а транзит через Украину безальтернативен: газопроводная система этой страны требует масштабных инвестиций и связана с геополитическими разногласиями экспортеров и импортеров.

«Претендентов на российский газ, как справедливо отмечает Чижов, и в самом деле найдется изрядное количество», — отмечает аналитик Сергей Суверов. При этом даже высокие цены на нефть, которые служат основным универсальным индикатором для определения цен многолетних контрактов на поставку любого вида энергоресурсов, в частности в КНР, будут приносить РФ от $10 млрд до $15 млрд.

А топливный экспорт, например, в ФРГ в тех же объемах при учете более экономичных затрат на логистику может повысить доходную часть российского энергетического сектора до $30 млрд. При этом уже готовый СП-2 из-за политических разногласий будет просто лежать на дне Балтийского моря, рассуждает эксперт.

Полная версия