Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Сможет ли ЦБ подавить инфляцию повышением ключевой ставки

17 декабря ЦБ поднял ставку в седьмой раз за год, объясняя свое решение желанием обуздать рост цен в стране.

Глава ЦБ РФ провела пресс-конференцию по итогам последнего в этом году заседания совета директоров, на котором было принято решение повысить ставку сразу на 1% — до 8,5%. Удастся ли таким образом подавить инфляцию, рассказал экономист Дмитрий Прокофьев.

По его словам, что касается изменений ключевой ставки в РФ важно понимать, что на рынке РФ существуют две группы интересов — условно — те, у кого «деньги есть» и те, у кого «денег нет».

«Тем, у кого деньги есть — важны высокие ставки и жесткая денежно-кредитная политика — они хотят больших процентов по вкладам. Тем, у кого денег нет — важны низкие ставки, и мягкая ДКП — они хотят низких процентов по кредитам.

Между этими группами стоит ЦБ и решает — кто ему сейчас более важен», — рассуждает экономист. Он предполагает, что держатели вкладов сейчас важнее, так как сумма депозитов россиян сейчас практически равна сумме кредитов.

«Можно сказать, что сейчас та часть РФ, у которой «деньги есть», одолжила их той, у кого денег нет. Вот ЦБ и восстанавливает баланс, снижая риски на макроуровне», — считает Прокофьев.

По его словам, ЦБ своим ставками регулирует в первую очередь потребительскую экономику. А в государственно-экспортно бюджетной части — вместо «рынка» действует система договорённостей, или как объяснял Янош Корнаи, «мягкие бюджетные ограничения».

«Кому положено — деньги дадут, и процентов не спросят, и какая там ставка ЦБ, никому не интересно», — полагает экономист. При этом он напомнил слова экономиста Роберта Манделла о том, что для разных экономик нужны разные ДКП.

«И денежно-кредитную политику для государственной олигархии определяет не Центральный банк. У него другая задача — делать так, чтобы «потребительская экономика» (с жестким рынком, высокими ценам, низкими доходами, дорогими кредитами) компенсировала ошибки тех, кто рулит «государственно-олигархической экономикой» (с доступными кредитами, высокими доходами, «специальными ценами»)», — считает Прокофьев.

Полная версия