Чубайс предостерег от «лайт 90-х»
Специальный представитель президента по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс на конференции «Будущее возобновляемой энергетики в России», высказал мнение, что энергопереход в РФ должен начинаться не с возобновляемой энергетики, а с социальной политики.
Преобразования такого масштаба влекут серьезные структурные изменения, сказал Чубайс.
Он считает, что в данной сфере произойдет изменение подхода: от предоставления помощи отдельным категориям граждан (детям, пенсионерам) к индивидуальной поддержке действительно малоимущих, передает РБК. Чубайс считает, что в этом поможет цифровизация.
Он отметил, что Россия долгое время существует в логике последовательного понижения тарифов на электричество, «так как у нас тариф растет не выше инфляции». В будущем страна имеет все шансы столкнуться с радикальным снижением спроса на свой экспорт, если не встанет на путь энергоперехода.
Чубайс считает, что к 2035 году РФ лишь на снижении экспорта потеряет 10 процентов ВВП, если ничего не предпримет для энергоперехода. «Внутри сидит трансграничный углеродный налог, но это очень небольшая часть. 10% ВВП — это совсем взрослая история, нам точно не надо 90-е лайт устраивать. Трансграничным налогом занимается Минфин, но это не самый главный риск для России», — полагает чиновник.
По его словам, масштаб проблемы введения трансграничного углеродного налога в сравнении с масштабом влияния на Россию европейского «Зеленого курса» 1 к 10. «Да, налог — это кувалда. Но только запрет на автомобили с двигателем внутреннего сгорания с 2035 года в рамках «Зеленого курса» — это ударная штука», — сказал Чубайс.
Не сложно предсказать, что при этом случится с рынком нефтепродуктов, заметил он. Перед этим будет происходить уменьшение объема производства таких автомашин и объема рынка, что может привести к последствиям для других отраслей, предположил Чубайс.
Еще он заявил, что Россия абсолютно не согласна с тем, когда ей заявляют о готовности покупать только «зеленый» водород.
«Я могу понять, если скажут: мы готовы покупать водород, если у него будут выбросы CO2 не более чем... Так можно. А «зеленый» хочу, а другой не хочу — так нельзя, это дискриминация. Дайте мне определить технологию, которой я буду пользоваться: паровая конверсия метана или электролиз, — это мой вопрос. Вы предъявляете требования к продукту, и это справедливо, предъявлять требования к технологии его производства — несправедливо», — пояснил Чубайс.