Мировая энергетическая отрасль переживает энергетический кризис, для которого характерна нехватка сырья и высокие цены на энергоносители.
Многие политики и участники рынка не понимают или не хотят понять причины коллапса. «Им кажется достаточным обвинять Россию в этой ситуации», — считает экс-кандлер Германии Герхард Шредер, выступая на XIV Евразийском экономическом форума в Вероне.
Если сравнивать нынешнюю ситуацию с предыдущим периодом, в частности, с 2020 годом, когда спрос на всех европейских рынках увеличился, то ключевым фактором тогда стало восстановление экономики после пандемии коронавируса и временной остановки производства, в результате которых поставки газа значительно сократились.
В то же время из-за довольно теплой зимы запасы хранилищ прошлой зимой использовались дольше. То есть, дополнительные поставки в газовые хранилища не были сделаны, что привело к росту цен и спроса в летний период.
Важным вопросом в данной ситуации являются источники поставок. 80% газа Европа импортирует по трубопроводам, 20% приходится на сжиженное топливо (СПГ). В настоящее время главными поставщиками трубопроводного газа в Европу выступают Россия и Норвегия, а ключевым поставщиком СПГ являются США.
Согласно отчету Еврокомиссии о газовом рынке ЕС, рост поставок из России в этом году был зафиксирован на уровне в 9%, в то время как импорт из Норвегии, наоборот, сокращался: на 2% в I квартале и на 11% — во II квартале. Сокращение этих поставок открывает возможности для импорта дополнительных объемов СПГ.
Однако газ из США, который предлагается как дешевая альтернатива трубопроводным поставкам, не поступает на европейский рынок, а по более высоким ценам поставляется в Китай и другие Азиатские страны, которые сейчас переживают экономический бум, что повышает спрос на
энергоресурсы.«Учитывая названные факты, лежащие в основе повышения мировых цен на газ, возникает вопрос: почему в глобальном энергетическом кризисе мы виним только Россию? Нет ли здесь признаков конкуренции между США и Россией? Конечно есть», — подчеркнул Шредер.
Он отметил, что европейцы хотели бы начать разумный диалог со странами поставщиками. «Что стоит на кону? Безопасные, надежные поставки энергоносителей в дома. Энергетический переход можно достичь в ближайшие годы только посредством увеличения использования природного газа. Международная энергетическая безопасность зависит от развития экономических связей и обеспечивается долгосрочными контрактными обязательствами, которые за последние годы доказали свою надежность. Подход европейского союза к сокращению энергетической зависимости не способствовал верификации энергии и энергопоставок. И мы видим, что преобразование глобальной энергетической промышленности — это большой вызов. Нужно сосредоточить внимание на диалоге, на сотрудничестве в рамках этого процесса, потому что и страны экспортеры, и страны импортеры энергоносителей на самом деле зависят друг от друга», — считает Шредер.