Эксперт назвала цели политики повального признания «иностранными агентами»
В последнее время все больше СМИ и физлиц попадают в перечень «иностранных агентов».
Политолог Татьяна Становая поделилась мнением по этой теме в своем телеграм-канале. Она считает, что «политика повального признания «иностранными агентами»» не является централизованной и скоординированной кампанией, но больше похожа на «стихийный сход лавины». При этом политолог отмечает, что у этой политики есть несколько логик.
Так, она выделяет геополитическую логику. ««Отзеркалить» (на самом деле нет) американское законодательство об иностранных агентах и таким образом отомстить за гонения на RT», — рассуждает политолог. Эта логика скорее периферийная, но формирует благоприятную атмосферу для других участников. По словам политолога, ее авторы — МИД, Маргарита Симоньян, Алексей Громов, для них внутриполитический аспект глубоко вторичен.
Присутствует и силовая логика. «Преследование «врагов» путинского режима под предлогом защиты "национальной безопасности«и противостояния внешнему вмешательству. Уже привычная линия на разгром всего «анти-режимного» и внесистемного. Авторы — силовики. Идеологически — Николай Патрушев, аппаратно — ФСБ. Для них внутриполитический приоритет подавления «врагов» важнее внешнеполитического«, — предполагает Становая.
Также она указывает на политическую/пропагандистскую цель — это дискредитация признанных «иноагентами», создание трудностей для работы, привлечения финансирования, исполнения профессионального долга.
«Авторы тут многообразны — от АП до парламентских «суверенных» комиссий и многочисленных добровольных доносчиков. Для этих товарищей, все это скорее способ заработать политические очки и/или просто деньги. То есть это политический рынок. И тут даже неважно, что статус «иностранного агента» в народе уже не такой «эффектный» , а самих «иностранных агентов» уже так много, что собственного затирается и сам весь пропагандистский смысл. Главное — «освоить» политический и не только капитал», — считает Становая.
По ее мнению, все эти три логики «питают, обогащают, подстрекают друг друга». В итоге «олучается кумулятивный эффект, он ведет «к волнам признания «иностранными агентами», когда сам факт активности в этом направлении для decision makers важнее, чем то, что будет с самим «иностранным агентом»».
Из этого политолог делает вывод, что вскоре можно будет увидеть «пакетные признания «иностранными агентами» множества известных и не очень деятелей, однако при этом дальнейшее исполнение законодательства будет халтурным и небрежным».
Читайте также
При этом «агенты» станут быстро приспосабливаться к изменившимся условиям, а к обязательным упоминаниям, что то или иное СМИ или физлицо является иноагентом, все привыкнут и перестанут замечать, предполагает политолог.
«Проблема, конечно, тут в том, что сход лавины пока не прекращается (наверное даже пока и не в самом разгаре), и будут придумывать все новые и новые трудности — просто потому, что теперь бездействие равносильно преступной халатности — война с «иностранным влиянием» стала формой существования. Но когда она становится самоцелью, то и эффективность ее резко снижается», — заключила Становая.
В конце августа российские СМИ опубликовали обращение к президенту, спикерам обеих палат российского парламента и руководителям силовых ведомств Российской Федерации с требованием прекратить репрессии в отношении журналистов. Открытое письмо к Владимиру Путину подписали более 20 независимых российских изданий, которые потребовали аннулировать список СМИ-«иноагентов».