Москва
5 января ‘25
Воскресенье

Генерал ФСБ назвал причину убийства КГБшника в Белоруссии

Накануне сотрудники КГБ Белоруссии проводили спецмероприятие по проверке адресов, где могли находиться причастные к терроризму лица.

Во время штурма одной из квартир находившийся в ней 32-летний Андрей Зельцер открыл огонь из ружья и смертельно ранил силовика. Ответными выстрелами его застрелили.

Позднее белорусские спецслужбы распространили видеоролик, смонтированный из записей снаружи и внутри квартиры. Внутри съемку вела задержанная сейчас по подозрению в соучастии в убийстве жена Зельцера.

По информации местных интернет-порталов, Зельцер работал в крупной IT-компании, был женат и имел ребенка.

Генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов оценил видео «боя» на лестничной площадке. «Экипировка свидетельствует о том, что никто не предполагал возможных агрессивных действий со стороны этого человека», — сказал Михайлов.

«Они шли на заурядное задержание человека, который не представлял на первый взгляд угрозу для сотрудников. Поэтому экипировка была соответственная. Но оказалось, что это человек достаточно агрессивный, готовый пойти на вооруженное сопротивление», — отметил генерал.

По его словам, белорусские сотрудники КГБ «не готовились к силовой операции», поэтому у них в основном были пистолеты. «Шли просто позвонить, забрать его, и все, а оказалось — нарвались не на того. Здесь и штурма как такового не было», — сказал Михайлов. Такое случается, заметил он.

Что касается той причины, которая заставила Зельцера стрелять, она до конца не ясна. Известно лишь, что Андрей Зельцер участвовал в протестах против Лукашенко во время выборов, а его жена собирала подписи за Светлану Тихановскую.

Журналист Максим Шевченко также прокомментировал убийство КГБшника в Минске. «Кровавые события в Минске — ужасная трагедия», — пишет он в своем телеграм-канале. В связи с ней возникает несколько вопросов, отмечает Шевченко.

Так, на видео не видно, чтобы сотрудники в штатском ссылались на ордер, подписанный судьей или прокурором, пытаясь войти в квартиру гражданина. Они просто сказали, что они милиция и начали ломать дверь. Возможно, слова об ордере остались за кадром, предполагает журналист.

«Не знаю, гарантирует ли Конституция Беларуси неприкосновенность жилища, но вообще-то такая гарантия является общепринятой в современном цивилизованном мире», — отмечает Шевченко. Гражданин имеет право защищать свой дом, если не представлено официальных документов, позволяющих сотрудникам органов правопорядка в него войти. Ведь назвать себя милицией может кто угодно.

Также Шевченко напомнил, что у хозяина квартиры в руках было охотничье ружье. «Не знаю, было ли у него разрешение на владение (скорее всего, было), но в факте владения охотничьим гладкоствольным орудием нет ничего криминального. Беларусь полна лесов и зверей», — пишет Шевченко.

«Имеет право человек, имеющий на законных основаниях законное оружие, применить его против тех, кто ломится к нему в дом, не обосновав причину этого вторжения?» — задается вопросом журналист.

И третий вопрос: если он террорист (как утверждает официальная белорусская сторона), почему сотрудники КГБ ведут себя не как сотрудники антитеррористических подразделений, интересуется Шевченко.Почему они в штатском, без бронежилетов и спецоборудования, толпой вваливаются в квартиру к опасному подозреваемому?

Возможно, он не считался опасным, или они не считали его террористом, или «они просто привыкли врываться в дома к гражданам, когда хотят и как хотят», размышляет журналист.

Белорусский политолог Дмитрий Болкунец ранее высказался о том, действительно ли сотрудник КГБ Белоруссии погиб в ходе спецоперации в Минске. «Какая-то реально запутанная история, потому что видео, которое опубликовано на официальных телеграм-каналах — к нему много вопросов», — сказал он в эфире «Эхо Москвы».

«Но я допускаю такую историю, что мог погибнуть сотрудник КГБ, и тот человек, который находился там. Но здесь вопрос, скорее, к руководителю КГБ, который направил сотрудников правоохранительных органов, как сказано в официальной сводке, для поимки террористов без обмундирования, в гражданской форме, с бензопилой. Это вопрос о профессионализме комитета», — считает политолог.

«Больше года уже в Белоруссии каждое утро к минчанам и другим жителям городов приходят люди с бензопилой. Они взламывают квартиры, взламывают офисы и пытаются найти тех, кто выступил против Лукашенко публично или не публично», — рассказал Болкунец.

Полная версия