Экс-глава службы протокола президента СССР и первого президента России Владимир Шевченко рассказал, как Борису Ельцину удалось избежать ареста в августе 1991 года.
В ночь с 18 на 19 августа 1991 года в СССР был создан самопровозглашенный Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), после чего начался «августовский путч». В Москве было введено чрезвычайное положение, в столицу вошли военные. Ельцин назвал происходящее государственным переворотом, и его сторонники вышли на защиту Белого дома, воздвигнув там баррикады.
«Я в это время работал с Горбачевым. Команды центра на арест Ельцина не было, но опасность была, охрана работала, его безопасность обеспечивали. Тут сложно сказать, как удалось избежать ареста. Удалось из-за того, что вышел народ, он был защищен щитом народа — и это, пожалуй, самое главное», — сказал Шевченко.
По его словам, у обеих сторон конфликта хватило ума, чтобы избежать кровопролития.
Ранее руководитель отдела политики «Новой газеты» Кирилл Мартынов также выссказался об осмыслении путча в августе 1991 года. «Мне кажется, полезно представлять себе ситуацию как такой очень длинный процесс распада Советского Союза. Почему важно понимать, что случилось 30 лет назад? Потому что, возможно, мы всё ещё живём в распадающемся Советском Союзе. Войны на российских границах, вот эти попытки реванша, попытки реставрации — это всё такой очень длительный для нас процесс распада», — размышляет политолог.
30 лет назад, в ночь с 18 на 19 августа 1991 года, начался августовский путч. И накануне этой даты выяснилось, что 71% россиян не могут расшифровать аббревиатуру ГКЧП.
По данным опроса ВЦИОМ, лишь 21% жителей России знают, что ГКЧП — это Государственный комитет по чрезвычайному положению. Опрашиваемые причислили к членам ГКЧП Бориса Ельцина, который противостоял этому комитету, и Михаила Горбачева, которого ГКЧП и пытался отстранить от власти.