Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Назван наихудший для Украины вариант из-за соглашения по «Северному потоку-2»

По соглашению США и Германии, Берлин добьется продления на десять лет транзита российского газа через Украину после 2024 года и будет наблюдать, чтобы РФ не задействовала энергоресурсы в качестве оружия.

США и ФРГ должны помочь Киеву уменьшить свою зависимость от газа и его транзита. Эксперты рассказали, насколько тяжелым для Украины станет запуск «Северного потока- 2».

Украинский эксперт по энергетике Валентин Землянский отмечает, что пока ситуация с транзитом газа через Украину не обрела ясных очертаний. Так, Киев может сохранить нынешние объемы транзита газа. Это примерно 40 млрд кубометров. При этом газопровод этому вовсе не помешает.

Также объем транзита может уменьшиться, но Газпром возместит издержки по контракту, который истекает в 2024 году. Ну и наконец может снова стать актуальной идея консорциума с участием Германии, предположил эксперт. При этом он отметил, что полной остановки транзита газа не случится, поскольку украинское направление останется востребованным. Украина никуда не денется, не исчезнет, поэтому в каком-то формате ГТС страны будет работать. При этом остается актуальным вопрос, насколько велики будут потери.

Так, в худшем случае объемы транзита газа через Украину снизятся до 20 млрд кубов, то есть примерно вдвое. Но это не геополитический вопрос, а проблема украинского оператора, считает эксперт. Украинские управляющие должны были заранее реформировать газотранспортную систему страны. Ведь давно было очевидно, что ЕС и РФ постараются договориться без участия Киева.

То есть следовало заранее подготовиться к этому — оптимизировать процессы, начать формировать конкурентное предложение и т.д. Ведь проблема не в Газпроме, а в европейских потребителях, которые заинтересованы в покупке более дешевого газа, отмечает эксперт.

«В Германии уже ищут возможность соскочить с договоренностей о сохранении украинского газового транзита, которые были достигнуты с администрацией Байдена. Лучший способ для этого — обвинить Украину в торпедировании Минских соглашений (в принципе это — чистая правда) и выставить Киев недоговороспособным партнером», — предполагает политолг Алексей Пилько.

Первый осторожный шаг в этом направлении сделан, считает он. МИД ФРГ заявил, что Украина должна имплементировать в законодательство «формулу Штайнмайера». В то время как известно, что украинская сторона всячески этому противится.

«Если данная политическая линия продолжится, то скоро в немецких СМИ будут появляться осторожные публикации об определенной ответственности Украины за продолжающуюся войну на Донбассе. Не равной с Россией, конечно. Но «некоторой» ответственности. И почему-то кажется, что с Вашингтоном эти действия Берлина будут согласованы», — предполагает Пилько.

Сделка по «Северному потоку — 2» приведет к росту военной угрозы со стороны России, считает президент Института демократии и развития «PolitA» в Киеве Екатерина Одарченко. Поэтому, говорит она, Украине нужно как можно скорее вступить в НАТО и ЕС: «Если уж мы получаем в результате сделки между Берлином и Вашингтоном минус один сдерживающий российскую военщину фактор, нам обязаны продать вооружения, и мы должны получить доступ к европейским дешевым кредитам и дотациям».

По мнению экономиста Василия Колташова, Украина может лишиться транзита российского газа, если начнет войну в Донбассе. Он полагает, что сохранение газового транзита через Украину будет зависеть от итогов следующих президентских выборов на Украине, а также от развития политической ситуации в стране. По мнению эксперта, нельзя исключать, что киевские власти могут инициировать военную кампанию в Донбассе. Это лишит их газового транзита, полагает Колташов. Он считает, что Москва готова сохранить невысокие объемы транзита (до 50 млрд кубометров газа в год). Но это не те объемы, которые хотел бы сохранить Киев, добавил собеседник ФАН.

Глава Института национальной энергетики Сергей Правосудов добавил, что Украина сделала создание проблем «Северному потоку-2» своей стратегической целью. Киев исходит из того, что нужно помешать проекту изо всех сил, подчеркнул собеседник «Экономики сегодня».

Полная версия