Депутат ГД назвал причины катастрофических пожаров в Якутии
Якутия на протяжении нескольких недель страдает от лесных пожаров. Огонь распространился по территории республики и уже вышел за ее пределы — в Иркутскую область, Красноярский край, на Чукотку.
Обстановка тяжелая, сейчас в Якутии зафиксировано около 200 пожаров, горит 1,5 миллиона га леса, рассказал первый зампредседателя комитета ГД РФ по охране здоровья Федот Тумусов.
По его словам, борьбу с огнем брошены очень большие силы. Последние недели в Якутске наблюдалось сильное задымление, но сегодня из-за перемены направления ветра ситуация в столице региона немнго легче, отметил депутат.
Из-за дыма наблюдается плохое самочувствие у людей, склонных к аллергии, у астматиков, у граждан с бронхо-легочными заболеваниями.
В связи с этим депутат посоветовал закрыться дома, мокрыми тряпками закрыть окна, и использовать маски, который также лучше намочить в целях защиты дыхательной системы. В Якутске во время задымления всем жителям города рекомендовали меньше выходить на улицу, сообщил депутат.
Среди причин возгораний Тумусов назвал недостаток финансов, выделенных на тушение лесных пожаров и несовершенство законодательства. Несколько лет назад приняли новый Лесной кодекс. После этого состояние лесного хозяйства значительно ухудшилось.
Ранее в каждом районе была предусмотрена Лесавиаохрана. Лесничие контролировали появление огня на первой стадии. Они разыскивали «теплые точки» и гасили их. Сейчас лесничих не хватает, авиаотряды есть лишь в 3-4 районах, и им просто не хватает возможностей контролировать появление возгорание.
Депутат считает, что необходимо вносить изменения в федеральное законодательство, должны быть увеличены объемы финансирования, количество лесничих. Также необходимо предусматривать средства, чтобы при появлении пожаров сразу же их тушить, полагает Тумусов.
Также он замечает, что распространению огня способствовала сильнейшая засуха. По словам депутата, за последние 150 лет наблюдений такой засухи регионе не наблюдалось. С апреля в Якутии не было ни одного дождя. Засуха очень сильно влияет на пожары, отмечает Тумусов.
Автор телеграм-канала «Толкователь» привел географическое и климатическое объяснение пожаров в Якутии. Основной древостой в Якутии — лиственница, ее особенность — множество ежегодно отмирающих веточек, а также легко воспламеняемый хвойный опад. В условиях Якутии в силу короткого лета и низкого биологического разложения опада он превращается в спрессованную подушку, которая легко возгорается от искры, тем более в такую сушь, как сейчас в Якутии, поясняет автор канала.
Также в качестве одной из причин возгораний он упоминает и низкую рубку ухода. Леса, особенно опасно-горючие (лиственница, сосна) должны прореживаться от сухостоя, бурелома, в них должны прорубаться просеки. Перезрелые деревья тоже должны рубиться, пишет «Толкователь».
Леса Якутии могут давать 30-35 млн. кубометров древесины в год, а дают — только 1-1,5 млн. кубометров. Вырубка возможна по большим рекам (далее сплав), вдоль больших трасс. Это 5% территории Якутии. Дальше лесорубы просто физически не доберутся, отмечает автор канала. К тому же население Якутии — лишь 1 млн. человек, из которых почти 40% проживает в Якутске. На остальные 3 млн. квадратных километра приходится 600 тыс. человек.
Институт космофизических исследований и аэрономии РАН в Якутске тоже объясняет причины пожаров в республике. На климат влияют 11-летние солнечные циклы, и выпадают года, когда Якутию в течение всего тёплого сезона (май-сентябрь) Якутию полностью минуют циклоны. Осадков может не быть всё это время. Это ещё и сочетается с мощным антициклоном, когда дневные температуры достигают и превышают +35.
В 2021 году в Якутии наступил как раз такой случай. Малое количество осадков в мае, июне, июле (10-20% от нормы), в некоторых районах их не было вовсе.
Пожар не всегда означает полное уничтожение леса, пишет «Толкователь». Это относится только к верховым пожарам, а низовые выжигают подлесок, оставляя взрослые деревья не сильно повреждёнными. В этот раз это станет понятным только когда они прекратятся, и ботаники обследуют сгоревшие территории.
Теперь главный вопрос: что делать, чтобы минимизировать таёжные пожары — полностью предотвратить их вряд ли возможно, пишет автор канала. По данным Гринпис, 90% случаев возникновения возгораний — человеческий фактор (например, рукотворные палы для расчисток территории).
С этим можно бороться. Например, увеличить авиационную лесоохрану, её финансирование — чтобы в некоторых случаях сразу ликвидировать очаги. Но разросшийся пожар в тайге с разреженными населением, с огромными расстояниями — не остановить никак. Только проливными, затяжными дождями.Кто был даже в лесах Нечерноземья, тот поймёт — что ни одна пожарная машина далее трассы в лес не заедет. А тушить с самолётов квадрат горения даже 10 км на 10 км — это тоже крайне проблематично, отмечает «Толкователь».
«Максимум возможного — оберегать крупные населённые пункты от захода пожара в них. Ну и социальные действия властей — помещать стариков и хроников в специальные помещения с очищенным и кондиционированным воздухом», — пишет «Толкователь».