Разногласия в ОПЕК+ грозят обвалом цен на нефть
Нефть снова стала причиной разногласий среди стран ОПЕК+. Стороны никак не могут договориться об объёмах добычи углеводородов. Согласование сделки откладывается всё дальше.
Споры в ОПЕК+ и новые волны пандемии могут снова обрушить нефтяные котировки с нынешних $75 до $40. По данным МЭА, примерно к середине года спрос на жидкие углеводороды может вырасти до 100 млн б/с, что будет соответствовать допандемийному периоду. По этой причине участники ОПЕК+ должны были проголосовать за рост добычи — предполагалось помесячное повышение добычи на 400 тыс б/с до конца 2022 года, что вкупе дало бы экспортную прибавку в 2 млн баррелей, которую участники альянса смогли бы пропорционально поделить на всех.
Переоформить сделку на таких условиях отказались ОАЭ. Страна высказалась за рост добычи, но потребовала пересмотреть нормативы, от которых отсчитывались объемы понижения добычи при последнем оформлении сделки. В ОАЭ считают, что больше всех пострадали от введения ограничений на добычу нефти.
Аналитик Артем Деев отмечает, что все участницы ОПЕК+ имеют право голоса, но вклад в сделку у них различается. При этом ОАЭ требует себе особых условий добычи. Прочие участницы альянса против такого подхода, так как тогда они также вправе потребовать для себя более комфортных условий.
Дальнейшее развитие ситуации на мировом нефтяном рынке будет зависеть от решения ОПЕК+. Если добычу не станут наращивать с августа, то нефть может подорожать до $80 за баррель. Если добыча вырастет на 2 млн баррелей с августа по декабрь, и все страны-участницы, кроме ОАЭ, поддерживают это решение, то реакция может быть умеренно негативной, считает аналитик Игорь Галактионов.
Наихудшим сценарием может быть распад сделки, как это было в марте прошлого года, когда участники откажутся от прежних компромиссов и станут наращивать добычу по собственному желанию. Это может привести к очень отрицательным последствиям, ведь в марте 2020-го нефть падала до отрицательных значений.Сейчас же разрыв договоренностей может обрушить нефть на 50% — с $75 до $40 за баррель и ниже, предполагает эксперт.
Глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин полагает, что если согласуют ограничения, как того хочет ОАЭ, то объемы лимитов могут быть размыты на несколько стран, чтобы общий производственный эквивалент не значительно превышал ранее условленных объемов добычи. Баррель останется на уровне в $70, но борьба за эту цену станет напоминать «бои без правил», где выиграет не самый надежный экспортер, а наиболее расторопные страны, которые смогут доказать свои производственные возможности. И не факт, что РФ будет среди победителей.
Ранее телеграм-каналу «КСТАТИ» близкий к переговорам ОПЕК+ источник рассказал, между собой не могут договориться Саудовская Аравия и ОАЭ. Стороны хотят увеличить объём нефти, который они легально смогут выкачивать из недр. И вот это увеличение согласовать никак не получается.
Ситуацию осложняет то, что Ближний Восток — традиционно противоречивый регион. Многополярность здесь — традиция. Это значит, что решения, которые предлагает одна сторона, косвенно задевают не только партнёра, но и всех остальных участников сделки.
Тот же близкий к переговорам источник высказал в беседе с «КСТАТИ» опасения, что нефть может подорожать в самом ближайшем времени до ста долларов за баррель и выше. Это значит, что поползут вверх цены на нефтепродукты во всех странах мира. Не допустить такого развития событий — пожалуй, главная задача, которую сейчас решают российские участники переговоров. Источник прибавил, что в правительстве намерены не допустить повышения цен на нефтепродукты на внутреннем рынке России.
Пока что не существует решения проблемы, которое устроило бы все стороны. Во всяком случае, общей позиции страны ОПЕК+ до сих пор не выработали. Но и добычу нефти отпускать критически опасно: в этом случае цена на углеводороды наверняка пойдет вразнос.
Встречи министров ОПЕК+ на этой неделе не будет, пишет ТАСС со ссылкой на источники. Однако внутренние консультации среди стран-участниц сделки ОПЕК+ продолжаются, передает «Нефть и капитал».