1000 рублей на семью не спасут от роста цен на пропитание: экономист выступил против раздачи денег беднякам
Новую меру борьбы с бедностью в России предлагают эксперты, а именно: выплачивать малообеспеченным семьям от500 до1000 рублей в месяц. Такая финансовая поддержка позволит определенной категории населения не замечать роста цен на продовольствие.
Тогда, соответственно, и бороться с ними административными мерами не придется. Но экономист, с которым поговорил «МК», уверен: такая политика позволит побороть бедность лишь на короткий промежуток времени.Как известно, Государственная дума «зарубила» законопроект о продовольственных карточках малоимущим россиянам. Это был, можно сказать, спасательный круг для сограждан, чей уровень жизни «ниже плинтуса». За счет государства отовариваться в магазинах отечественными продуктами.
Как говорится, номер не прошел, дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих.
Как, однако, выбраться из нищеты в условиях постоянно растущих цен на продовольствие — остается загадкой.
Независимый эксперт агропромышленного комплекса Андрей Сизов рассказал «Российской газете», что сумма в 500-1000 рублей на семью позволит не просто компенсировать затраты на дорожающие продукты, но и придаст импульс развитию отечественного села. Из бюджета на эти цели потребуется совсем небольшая сумма — около 120 млрд рублей в год.
Попытаемся подсчитать. По замыслу аналитика, 500-1000 рублей должны выплачиваться не всем членам семьи, а только одному. Если в среднем российская семья состоит из трех человек, то каждому причитается по 300 рублей в месяц на компенсацию роста цен.
По идее, должно хватить, чтобы при походе в магазин всякий раз мы не обращали особого внимания на новые ценники на килограмм картошки или, допустим, тушки курицы.
Позволит ли такая мера побороть бедность — вот в чем вопрос? Как известно, по национальным программам с ней мы планировали справиться до 2024 года. Теперь ее реализация откладывается до лучших времен, до 2030 года.
— Здесь не нужно изобретать велосипед, в экономике есть такой термин, называется показатель дефицита денежного дохода, — рассказал нам доктор экономических наук, профессор Игорь Николаев.- Он официальный, Росстат его рассчитывает, но по каким-то причинам о нем стараются не говорить.
— Так о чем этот показатель?
— Он определяется, как сумма денежных средств, необходимых для доведения доходов малообеспеченных россиян до уровня прожиточного минимума. У кого-то из наших сограждан до установленного ПМ не хватает 500 рублей, у кого-то 1000, а у кого-то 2000...
Это вполне счетная задача. Если в стране 17,8 млн. человек имеют доход ниже прожиточного минимума, то встает вопрос: сколько необходимо средств, чтобы их всех подтянуть до уровня прожиточного минимума.
— И сколько же?— По минувшему году она составляла 726,9 млрд рублей. Если их доплатить нашим бедствующим согражданам, в стране не останется никого, кто имел бы доход ниже прожиточного минимума. Государство способно одноразово победить бедность на какой-то короткий период времени. В Фонде национального благосостояния находится 13,8 трлн. рублей, найти 726 млрд трудности не составляет.
Но нужно учитывать, что такие доплаты потребуются ежегодно и они будут год от года возрастать: сначала 700 млрд, потом триллион, потом еще больше. То есть, это не решение проблемы.
В борьбе с нищетой необходимо задействовать и все другие механизмы: например, развивать предпринимательство. Доля доходов от предпринимательской деятельности в структуре общих доходов населения за период с 2000 года снизилась в стране почти в три раза — с 15,4 % до 5,2 %. Снижать налоговую и административную нагрузку, обеспечить доходы от имеющейся у россиян собственности... Рост благосостояния человека не должен зависеть исключительно от воли правительства.
В прошлом, коронавирусном году какие-то меры, некоторые достаточно эффективные, предпринимались.
— Но размер прожиточного минимума, за который мы так активно боремся, разве дает возможность нормальной жизни?
— Жить на него нельзя, а выживать можно. Ведь из этих денег (по регионам это 12-13 тысяч рублей), следует заплатить и за коммуналку, оставить средства на одежду, на культурное развитие.
Вот почему мы не должны ограничиваться только помощью от государства, замыкаться на ней — хотя социальная поддержка, безусловно, должна быть и здесь нельзя «жадничать».
Но к решению проблемы бедности нужно подходить основательно, не периодической раздачей денег самым малоимущим.
— В некоторых регионах страны вводится временный локдаун на борьбу с пандемией. Это может отразиться на доходах населения?
— В отличие от прошлого года, мер поддержки от властей пока никто не объявлял. Дескать, ограничительные меры вводятся на неделю. Но никто не знает, как ситуация будет развиваться дальше.
Вот почему важно, чтобы государство дало людям возможность выжить в нынешних условиях.