«Напугать и унизить»: зачем нужны видеопризнания
Общественный деятель Олег Козловский считает, что видеопризнания призваны запугивать общество и унижать людей.
«Есть этот жуткий жанр — видеопризнания измученных, избитых, испуганных людей», — пишет Козловский в своем Фейсбуке. «Такие ролики нужны, конечно, не для процессуальных целей, а для публики: напугать тех, до кого еще не добрались, дискредитировать и унизить жертв, создать (не слишком убедительные) доказательства добровольности «признаний», — считает он.
Не имеет совершенно никакого значения, что именно говорит человек в кадре. Это не его слова, а текст, который ему приказали произнести. Он может быть интересен разве что для анализа дальнейших планов захвативших заложника лиц (какие обвинения предъявят, под кого копают)», — продолжает Козловский.
На видеозаписи признаний иногда видны следы побоев, заметно нервное истощение и т.д. Поэтому подобные видео могут сами по себе быть доказательством пыток, считает Козловский.
Ранее белорусские провластные телеграм-каналы опубликовали ролик с задержанным Романом Протасевичем. В видео он заявляет, что не имеет проблем со здоровьем, что обращаются с ним корректно, и что он готовится дать «признательные показания» по делу о массовых беспорядках. При этом на его лице заметны какие-то странные следы, похожие на ссадины.
Во вторник провластный телеграм-канал «Желтые сливы» опубликовал видео «допроса» Софьи Сапеги, на котором она под запись «признается» в администрировании телеграм-канала «Черная книга Беларуси» с персональными данными силовиков (решением суда в Гомеле признан экстремистским на территории РБ).
По данным источников, София Сапега проходит подозреваемой сразу по трем уголовным делам: об организации массовых беспорядков и групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок, а также о разжигании социальной вражды.
На этом фоне в Москве разгорается дискуссия о том, почему Россия до сих пор не потребовала вернуть Сапегу на родину. В этой дискуссии участвуют и провластные комментаторы (заявляющие, что да, нужно потребовать и вернуть). Высказался также пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, заявивший, что де-юре, конечно, Россия может такое потребовать.
«Все, кто знает политический язык, отлично понимают разницу между «может потребовать» и «потребует»: из заявления Пескова не вытекает никакого действия, однако то, что разогревается эта тема далеко не только в либеральных медиа, наводит меня на мысль, что шансы Софии вернуться в Россию растут. Полагаю, это может случиться после предстоящей встречи Владимира Путина и Александра Лукашенко. Сложно конечно, сказать, что ждет Софию на родине, но, думаю, в любом случае, это будет лучше, чем оставаться в белорусском СИЗО», — размышляет журналист Алексей Пивоваров.
Софию Сапегу задержали в Минске вместе с бывшим главным редактором Telegram-канала NEXTA Романом Протасевичем.