«Это пиратство»: почему история с захватом самолета над Белоруссией не сойдет с рук Лукашенко
23 мая 2021 года диспетчеры белорусских наземных служб передали на борт авиалайнера компании Ryanair, выполнявшего рейс из Афин в Вильнюс, сообщение о минировании, после чего пассажирскому самолету были переданы указания разворачиваться и садиться в национальном аэропорту Минска.
Как стало известно позднее, власти Беларуси фактически провернули спецоперацию по задержанию находившегося на борту того же самолета оппозиционного журналиста, основателя и бывшего главреда канала NEXTA Романа Протасевича.
«В истории с перехватом самолета Ryanair над Белоруссией самое поразительное это даже не само событие, а реакция российских пропагандистов и пропутинских блогеров, которые с такими действиями полностью солидаризируются. Причем главный аргумент — мол, уже были прецеденты», — комментирует известие социолог Борис Кагарлицкий.
Было несколько случаев задержания иностранных самолетов различными правительствами на своей территории. Самый скандальный — принудительный досмотр самолета президента Боливии Эво Моралеса, где искали Эдварда Сноудена. Но ни в одном из этих случаев не применяли боевую авиацию и не угрожали сбить самолет, отмечает социолог. Но дело не в этом.
«Если кто-то другой тоже совершил разбойное нападение или занимался пиратством, это не является для вас оправданием. И ссылки на беспредел, творимый западными правительствами, лишь подтверждают намерение правящих кругов России и Белоруссии возвести беспредел в норму для своих граждан. Мол, почему другим можно, а нам нельзя? Никому нельзя», — пишет Кагарлицкий.
Далее он продолжает параллель с бандитизмом: «любой бандит имеет возможность беспредельничать лишь до тех пор, пока не совершит наезд, затрагивающий более крупного бандита. А Запад это и есть как раз такой более крупный бандит». Пока в Минске задерживали и пытали своих граждан, это никого из «серьезных политиков» Запада особенно не волновало, и судьба Протасевича мало кого волнует.
«А вот захват самолета крупной авиакомпании, это и в самом деле пиратство, с которым будут разбираться. Иначе все мелкие и средние разбойники, управляющие второсортными государствами, где есть хоть один истребитель, начнут чужие самолеты в воздухе перехватывать. Представляете, какой будет ущерб для бизнеса? Так что есть все основания ожидать, что без последствий эта история не останется», — предполагает Кагарлицкий.
Политолог Валерий Соловей также высказался о задержании бывшего главного редактора издания NEXTA Романа Протасевича в Минске. «Лукашенко хотел показать, что он способен достать любого своего врага, где бы этот враг не находился. В этом ему помогли российские спецслужбы», — пердположил он.
Реакция Запада анализировалась предварительно и решили, что ничего страшного не произойдет: будет много шума, но мало действия, а если что-то будет происходить серьезное, то в запасе всегда есть возможность обмена, размышляет Соловей.
«Лукашенко любит держать заложников. У него Бабарико заложник от Газпрома, у него Колесникова заложница, теперь будет еще один заложник. Плюс России это в каком-то смысле выгодно даже, потому что «теперь-то Лукашенко в угол зажмут и ему ничего не останется как согласиться на все российские условия»», — рассуждает политолог.
Также Соловей высказал мнение о том, как Европа может повлиять на ситуацию с Протасевичем. «Европейцы исходят из своих собственных национальных и групповых интересов. И, к великому сожалению, судьба пусть и замечательного белорусского блогера в число этих национальных приоритетов не входит. Даже судьба Алексея Навального не входит — гораздо более известного, чем Протасевич», — сказал Соловей в эфире «Эхо Москвы».
Музыкант Андрей Макаревич о задержании бывшего главного редактора издания NEXTA сказал так: «Если честно, мысли уже не возникают — возникают эмоции, и мне их описать трудно. Хочется назвать вещи своими именами.<...> По-моему, власть Белоруссии слетела с катушек окончательно».