Эксперт рассказал, смогут ли США помешать работе «Северного потока-2» после его запуска
США собираются снять санкции с компании-оператора строительства «Северного потока — 2», пишет Axios. Источники, знакомые с подготовкой доклада Госдепа о применении ограничительных мер, называют принятое решение попыткой избежать ухудшения двусторонних отношений с Германией.
Издание приводит мнение неназванных высокопоставленных американских чиновников, что единственный возможный способ остановить проект, завершенный на 95%, — это санкции против конечных потребителей газа.
Есть ли у США возможности влиять на газопровод и после его постройки и запуска? Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков объяснил «КСТАТИ», что сейчас у Байдена особых рычагов влияния на СП-2 нет. Но вот после запуска газопровода США могут подбросить целый пакет неожиданностей.
«Запреты на оказание строительных услуг, на финансирование СП-2 сняты не будут. Даже чисто формально снять их сложно: их ввели федеральным законом, значит, снять их можно только приняв новый федеральный закон. Такой закон не пройдёт ни через Конгресс, ни через Сенат. Если бы это был указ президента — его мог бы отменить Байден своим указом», — объяснил эксперт.
Если старые санкции не снять — будет ли стараться администрация Байдена не допустить новых санкций? А вот это уже вопрос поинтереснее. Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию — это санкции против Германии, а не России. По факту, новые действенные санкции оказываются невозможными.
«Если бы ЕС ввёл свои санкции — вот тогда достройка СП-2 могла бы оказаться невозможной. И мы видели эту попытку заставить ЕС ввести санкции: дали им некое основание, что Россия вторгается и взрывает. Это история с Чехией. И тут же попытка эскалация конфликта в Донбассе. За это ЕС мог бы наказать Россию. Но ни то, ни другое не удалось», — добавил Юшков.
Выходит, на этапе строительства сделать ничего невозможно. Но США готовы не позволить ЕС убрать антимонопольное регулирование. Антимонопольный закон сейчас распространяется и на морскую часть ЕС, то есть 12 миль от берегов, например, Германии. Это значит, что Газпром этот последний участок в 12 миль не может загрузить больше, чем на 50% мощности. Чтобы развивалась конкуренция — на дне моря.
«Там, на дне моря, конкуренции взяться неоткуда. Но ЕС распространили этот закон на море, Газпром доказывает, что это абсурд, потому что там неоткуда взяться конкуренции. Но США через лояльные европейские страны будет препятствовать тому, чтобы отменить антимонопольное регулирование в море и дать Газпрому загрузить СП-2 на 100%», — разъяснил собеседник «КСТАТИ».
Но и в этих абсурдных условиях у Газпрома есть лазейка. Если он в море, на расстоянии 12 миль от евроберега устроит даже виртуальную точку продажи газа. «Противодействие никуда не ушло. Оно просто переносится», — заключил эксперт.
Аналитик Дмитрий Суслов напомнил, компания-оператор Nord Stream 2 AG принадлежит Германии. Санкции против нее ударили бы по отношения Вашингтона и Берлина. На это администрация Джо Байдена не пойдет, потому что одним из ее приоритетов является восстановление отношений с ФРГ после президентства Дональда Трампа. В США поняли, что Германия не откажется от российского газа. Чтобы остановить проект, нужно бить по Берлину. Но Вашингтон к этому не готов, подчеркнул собеседник ФАН.