Экономисты предсказали следующий мировой кризис
Кризис 2008–2009 годов позволяет предсказать очередной глобальный экономический кризис.
Возможное уменьшения промежутка между мировыми кризисами может стать новым вызовом для России, способным изменить реализацию стратегических экономических планов страны. Экономические прогнозы регулярно обновляются. К «оптимистичным» прогнозам можно отнести предположения главного экономиста ЕЦБ Филиппа Лейна.
Он считает, что по сравнению с десятилетием после кризиса 2008 года пандемия станет событием 2-3 лет. Спад будет короче, а последствия менее значительными. При этом экономист прогнозирует, что ВВП еврозоны вернется к показателям 2019 года только к весне 2022, а рынок труда — к 2023 году.
Лейн использовал кризис 2008–2009 годов просто как точку отсчета для прогноза относительно кризиса 2020 года. Но предыдущий глобальный кризис интересен тем, что, в сущности, пока не завершен, считает автор «МК» Николай Вардуль.
Формально экономика ряда стран его преодолела. Но основной антикризисный инструмент — сверхмягкая денежная политика Центробанков — снова способствует образованию тех же долговых пузырей, которые лопнули в 2008–2009 годах, поэтому грядет продолжение и возможны новые кризисы.
Подобное продолжение стало основой прогноза, предложенного Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Его аналитики предполагают, что поворот, уже намечаемый прежде всего ФРС США, к плавному ужесточению денежной политики, практически гарантировано спровоцирует новый глобальный кризис.
Им в большей степени могут быть затронуты развивающиеся страны, среди которых находится и РФ. Причина в том, что ужесточение денежной политики спровоцирует отток капитала с рискованных рынков. Такого рода кризис аналитики ЦМАКП прогнозирует на середину 2020-х годов.
Читайте также
Экономисты предлагают несколько сценариев, в том числе и для экономики России. В их числе план «Новая индустриализация», согласно которому будет происходить стимулирование инвестиций, а экономический рост достигнет искомых значений в 3–3,5 процентов, которые в сценарии названы вероятно, «предельно возможными» для экономики РФ.
Аналитики отмечают, что коронакризис прошлого года прибавил остроты грядущему экономическому кризису, поскольку вызвал продолжение мягкой денежно-кредитной политики, в отношении которой требуется пересмотр, и потому, что значительно уменьшил промежуток между кризисами. То есть потенциал роста отечественной экономики, и так ограниченной экспертами ЦМАКП 3–3,5 процентами роста в год (при этом возможный рост экономики США оценивается в 5 процентов) еще больше сужается.
Аналитики ЦМАКП в действительности предупреждают, что реализацию нацпроектов, возможно, придется отложить, то есть выполнение предвыборной программы Владимира Путина 2018 года может оказаться под угрозой, пишет Вардуль.