Специалиста центра «Фобос» Евгений Тишковец заявил, что в Сибири и на Урале бушуют лесные пожары. Наиболее сложная ситуация с лесными пожарами в Тюмени, Омске, Кургане и Новосибирске, сообщил эколог, руководитель лесной программы «Гринпис» Алексей Ярошенко.
Он пояснил, что свыше девяносто процентов лесных пожаров происходит из-за пала сухой травы. Сама собой трава никогда не загорается, ее всегда поджигают граждане. По словам Ярошенко, во всех упомянутых им регионах все началось с поджога госструктурами. Сначала там проводились «контролируемые профилактические выжигания».
Эколог отмечает, что это анахронизм, оставшийся еще от времен СССР, который продолжает считаться противопожарным мероприятием. Пожароопасный период пока еще не начался, но уже начинают жечь траву у лесов в расчете на то, что она сгорит до установления жаркой погоды, и далее возгорание через это место не пройдет.
Многие регионы перестали жечь траву, так как поняли, что это опасно. Регионы, где сейчас больше всего возгораний, массово жгли траву в этом году, пояснил эколог. Он полагает, что штрафы за нескошенную траву стимулируют поджигать ее, поэтому в лесных пожарах государственные ведомства виновны сами. По словам Ярошенко, они как бы сигнализируют гражданам, что пора жечь.
Сами сотрудники лесных служб начинают массово жечь траву, и при этом они соблюдают некие меры безопасности. Население это видит.
«После этого уже никакие увещевания «давайте не жечь» не действуют. Дальше вступает в силу, к сожалению, наш пожарный, сельскохозяйственный и земельный, надзор, который жестоко штрафует за нескошенные травы. Сейчас штрафы те же, но их становится все больше. Люди, чтобы не платить, сжигают зелень заранее. Глупость распространяется, как пожар. Если люди видят, что все жгут, то дальше дети начинают жечь, сумасшедшие тоже. Картина из года в год повторяется по одним и тем же регионам», — считает Ярошенко.
[INCUT-R]
Он полагает, что виной всему несогласованность действий разных ведомств. За леса отвечают одни службы, за сельхозземли — другие, их действия практически не скоординированы. Большинство возгораний приходит в леса с земель сельхозназначения, там их практически не тушат, отчетность по ним не ведется.
Так, в Тюменской области режим ЧС действует с 11 мая, а пожары участились с 15 апреля. То есть практически на месяц введение режима ЧС было задержано. А сейчас этот режим уже ничего не даст, полагает Ярошенко.
Лишь дожди позволят изменить ситуацию. Пожарникам с этой проблемой уже не справиться, поскольку масштабы возгораний очень значительны, пояснил эксперт.