Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

С оппозицией начали бороться с помощью «цифровых арестов» — Гращенков

«Цифровые аресты— новый тренд в борьбе с внесистемной оппозицией»,— считает политолог Илья Гращенков.

Если с 2019 года полиция забирала людей именно на митингах, а зимой 2021 — арестовывала и свозила в СИЗО, то теперь силовики стали действовать более системно, отмечает он. К активистам приходят уже после митингов, вычисляя их с помощью уличных камер наблюдения. «Кстати, их установка в Москве и апробация во время пандемии коронавируса — заслуга московской мэрии, которую многие ругали за становление «цифрового концлагеря», — замечает Гращенков.

«Еще в прошлом году стало ясно, что китаизация столичного пространства (введение тотального наблюдения), рано или поздно будет использовано не только для контроля за ковидодиссидентами, но и для отслеживания активности оппозиции», — считает политолог.

По его словам, распознаванием лиц технология не ограничивается, важной задачей является увязка различных баз данных и систем слежения, с целью определения уровня «социальной угрозы» того или иного правонарушителя. В Китае это именуется социальным рейтингом благонадежности.

В России вводить такую систему не имеет практического смысла, полагает Гращенков. «Достаточно оперативного получения данных о наиболее социально уязвимых категориях: студентов (которых можно отчислить), бюджетников (которых можно уволить), лиц с материальными и иными проблемами (алиментщиков, просрочивших ипотеку, военнообязанных и т.д.)», — размышляет он.

Но сбор сведений идет с перебоями, попытка получить полные базы данных во время ковидных ограничений (с получением QR-кодов) обернулась лишь сбором телефонов, номеров машин и прочей информацией, которая и так есть в открытом доступе.

Однако кроме Москвы такой системы контроля нет в других крупных городах России. Во-первых, нет денег на такое оснащение камерами, к тому же технологии пока дорабатываются, пишет Гращенков.

Также, кроме Москвы схожая протестная активность в регионах «маркируется как периферийная, не несущая прямой угрозы стабильности», за исключением хабаровских протестов, считает политолог. Но со временем такой подход могут начать внедрять и в других крупных городах и агломерациях страны, предполагает он.

Полная версия