Политолог Татьяна Становая предполагает, что если ФБК (Фонд борьбы с коррупцией) внесен в список иностранных агентов Минюста РФ) признают экстремистами, фонд в его нынешнем виде, скорее всего, просто прекратит существование.
«Но он перевоплотится во что-то другое. ФБК — это не столько организация в ее классическом понимании (офисы, начальники/подчиненные, счета в банке), сколько движение и социальная база со своими ноу-хау и лидером, который не уходит из повестки. И это пока единственная немаргинальная антипутинская оппозиция», — размышляет политолог.
«Кремлю не удалось заставить Навального стать политическим эмигрантом. Теперь это попытка принудить к эмиграции ФБК, де-факто всю команду Навального. Ну а внутри страны — это попытка запретить «навальнизм» под угрозой реального (и массового) уголовного преследования», — считает Становая.
По ее мнению, все это резко затруднит политическое функционирование, а точнее сделает его практически невозможным в РФ, но это не убьет движение. «Плюс, что еще важно — Кремль так долго делал вид, что нет в природе такого явления как внесистемная оппозиция, статус которой был что-то потустороннее из параллельной реальности. Теперь же, прям как в «Ночном дозоре» — Путина выманили в «сумеречную» зону, где все, что он делает в отношении Навального, играет против президента, но других вариантов больше нет и не будет», — считает политолог.
«Процесс о признании ФБК экстремистской организацией еще до своего начала превращается в нечто заведомо кафкианское. Материалы дела засекречены, так как содержат гостайну, поэтому ответчики не могут с ними ознакомиться (!) до начала процесса», — комментирует ситуацию вокруг ФБК журналист Дмитрий Колезев.
Но что же за гостайна может быть в материалах дела, задается вопросом Колезев. По его предположению, это может быть связано с абзацем в пресс-релизе прокуратуры, что ФБК и Штабы Навального на самом деле осуществляют «...деятельность иностранных и международных организаций на территории Российской Федерации, в отношении которых принято решение о признании их деятельности нежелательной».
Возможно, в материалах дела есть какая-нибудь разведывательная информация о том, что Навальный — агент ЦРУ, а ФБК получает деньги от структур Госдепа, размышляет Колезев. Но это же как раз то, что нужно показывать широкой публике, считает он.
«Нам же столько лет говорили, что Навальный — американский агент. Теперь этому нашлись доказательства? Так покажите же! К чему секретность?» — подытожил журналист.
Бывший заместитель главы московского штаба Алексея Навального, публицист и политик Виталий Серуканов рассказал телеграм-каналу «КСТАТИ», что лично ему с ФБК всё понятно. Это бренд, который пока что можно выгодно перепродать.
«Бренд «ФБК» хорошо продаётся западным инвесторам, по сути и все основные акторы ФБК уже в ЕС, поэтому скоро фонд станет просто очередным европейским расследовательским проектом, открыто функционирующей на «сливах». А в России для них всё кончено, статус «экстремистской организации» — это быстрый конец. Ибо навальнисты не готовы и не способны идти против системы», — считает он.
Генпрокуратура выполняет свои функции, заявил ранее пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. Так он прокомментировал известие, что ФБК Навального может быть признан экстремистской организацией.